time Предложить новость

общероссийское издание

Cвязь с редакцией mail

Главная » Народная медицина » Вепсы считали, что болезнь легче предотвратить, чем лечить

Вепсы считали, что болезнь легче предотвратить, чем лечить

Август 31, 2015 12:27 Увеличить шрифт / Уменьшить шрифт Распечатать статью 878  

Большинство своих недугов вепсы лечили народными методами. Лекарствами служили растительное сырье, минералы, кровь и жир животных и птиц. Тонкие слои бересты выполняли функцию пластыря, жгучий сок медуницы заменял йод. Пух иван-чая использовался как вата, а сосновая и еловая смола употреблялись для лечения ран и порезов. Из лекарственных растений изготавливали настои, отвары, мази и порошки-присыпки.

 Лекарственные растения вепсы заготавливали в «святое время» — от Иванова до Петрова дня. Наибольшей же живительной силой обладали травы, собранные накануне Ивана Купалы (23 июня). В этот день в вепсских деревнях не работали. Все от мала до велика отправлялись в лес – заготавливали березовые веники, ломали ветки ольхи и можжевельника для парения молочных горшков, собирали лекарственное сырье. Смолу хвойных пород деревьев заготавливали с осени. На высоте груди снимали с дерева две – три полосы коры с заболонью и укрепляли емкость для сбора  живицы. Собранную смолу хранили в берестяных коробах. Обилие первоклассного лекарственного сырья позволяло вепсским крестьянам не только обеспечить им  семью, но и получить дополнительный доход. В XIX – начале XX  века в вепсских лесах для аптечной сети Петербурга  собиралось более тридцати различных видов лекарственных растений. Наиболее развит был сбор лекарственного сырья в верховьях Ояти и Паши, в Шапшинской, Винницкой и Подпорожской волостях Лодейнопольского уезда. Женщины и дети заготавливали чернику, малину, валериану, ландыш, толокнянку, тмин, тысячелистник, березовые и сосновые почки, калган, трифоль, ягоды можжевельника. Многие виды лекарственной продукции шли за границу. Известно, что только во Францию из северо-западного региона за год вывозилось до 5000 пудов можжевеловых ягод.

До революции в вепсских деревнях болели достаточно часто. Причиной этого были и недостаточный уход за детьми, и антисанитарная обстановка в жилищах, и тяжелый изнуряющий труд. Ряд заболеваний, по мнению вепсов, происходил от «дурного глаза» и вредоносной магии. Иногда виновником заболевания  мог стать сам человек, если он совершал нехорошие поступки. Так, появление некоторых болезней глаз вепсы связывали с «неправильным» поведением по отношению к животным. Если на глазу вскакивал ячмень, значит, человек дразнил собаку. Лечили эту болезнь чаще всего мякишем свежевыпеченного хлеба: прикладывали его к больному глазу, а потом давали съесть собаке.

Бельмо лечили  «сахарной водой».  С верхней части сахарной головы скоблили сахар, затем тщательно растирали его оловянной палочкой на оловянной  пластинке. Растертый сахар высыпали в  миску с теплой водой и этим раствором промывали глаза. При куриной слепоте внутренности петуха парили в печи и ели либо варили селезенку и  парили глаза над чугуном. Если же в глаз попадала соринка, шли к знахарке. Она укладывала «пациента» на  скамейку,  открывала  глаз при помощи спички и языком  старалась слизнуть соринку. Если  «лечение» не было успешным, она  советовала прикладывать к опухшему глазу тряпочку, смоченную мочой.

Под «простудой» вепсы понимали все внутренние болезни: воспаление легких, различные виды лихорадок, бронхиты и другие заболевания.  Первыми средствами лечения этих недугов считались баня и растирание. Так, если был сильный жар, топили баню и, перед тем как париться, натирали себя скипидаром. Если недуг случался  летом, тело натирали крапивой. При ревматизме натирались салом либо медвежьей желчью. При затяжной форме болезни пили вино с молотым перцем или настойку  богородицкой травы и корня папоротника.  Насморк лечили  вдыханием запаха махорки, табака или щекотали ноздри хвостом кошки – вызывали чихание. От кашля принимали отвар чашелистников морошки и листьев брусники.

Лихорадки лечили при помощи различных «магических» действий – выгоняли из тела болезнь. Одним из таких способов лечения был испуг. Когда больной начинал засыпать, на него выливали целое ведро холодной воды: человек в испуге вскакивал, а родные в это время кричали: «Уходи, уходи от нас!»

При сильном ознобе  больной поднимался  на колокольню и сидел под гудящим колоколом почти до потери сознания. Затем родственники уносили его  домой и укладывали в постель.  Под подушку клали «четверговый воск» (воск,   накапавший со свечей на пол в Великий четверг), им натирали все тело, а потом  шли в баню.

Единственным растительным средством, использовавшимся вепсами при зубной боли, была смола хвойных пород деревьев. Ее нагревали в печи и  клали на больной зуб. Если это не помогало, дупло зуба прижигали спичкой. Если требовалось удаление зуба, использовали сапожные клещи. Иной способ: один конец нитки привязывали к зубу, другой — к скамейке, а больного «пугали». Он вскакивал – и операция была завершена.

Небольшие  резаные раны на теле лечили теплой сорочьей кровью, заливали столярным клеем, посыпали высушенным лопухом, заклеивали отцветшим одуванчиком. При сильных порезах шли к знахарям – заговаривать кровь. Наиболее распространенными заговорами были следующие: «Едет царь — конь карь; кровь, не кань!», «Едет карь – конь стал; шапка пала и кровь стала!»  Если ранка долго не заживала, прибегали к уринотерапии.

Гнойные высыпания лечили при помощи различных «пластырей»,  мазей и  припарок. В качестве «пластырей» при лечении чирья использовали тонкий слой бересты, листья подорожника, покрытые росой, луковицу, запеченную в золе. При нарыве делали припарку из коры калины (калину нужно было снять, чтобы никто этого не видел, и  размочить в теплой воде). При сильных нарывах  прикладывали мазь, приготовленную из меда, желчи щуки, ячменной муки, небольшого количества волчьих ягод. Если же в тело попала заноза и ее сразу не вытащили, к больному месту прикладывали жеваный черный хлеб, смешанный с конопляным маслом.

Одним  из самых распространенных «бытовых» заболеваний  в вепсских деревнях  была чесотка. Существовало множество рецептов исцеления от этого недуга: куриный помет смешивали с чухонским маслом или со сливками и этим составом мазали пораженное место. Также в качестве мазей использовали конский навоз, сок березы, желчь щуки, кровь сороки. Кроме этого, в курс лечения входило мытье больного  глиной, растворенной в дождевой воде, отваром коры черемухи или навозной водой.

Лекарства, предназначенные для детей, были более щадящими по составу. Так, опрелости лечили при помощи присыпок, изготовленных из живицы либо из дождевого гриба. Если ребенок долго не мог уснуть, его брали на руки и несли к дверям, затем набирали в рот воду, трижды плевали через скобу и мыли ребенку лицо. Если это не помогало, поили ребенка водой, настоянной на маковых головках. Хорошим средством считалось окуривание младенца: с окна снимали стружку, а после пятились задом от стены, не оглядываясь. Затем выдергивали несколько волос у матери, помещали их вместе со стружкой в горшок и поджигали. Дымом трижды окуривали люльку. Практиковался также способ лечения «подобного подобным». Например, когда у ребенка была ветрянка, высыпания на теле излечивали при помощи золы, полученной при сжигании сушеной травы ветреницы.

Повсеместно в вепсских деревнях для лечения использовали различные заговоры. Заговор произносился знахарем, либо тем, кто лечил заболевшего. Для каждого недуга существовал свой заговор. Например, в д. Пондала, если кто-то заболел «от призора», произносили: «Пойду я из дверей в двери, из калитки в калитку, в чисто поле, на зеленый луг. В чистом поле, на зеленом лугу тридевять братьев. У тридевяти братьев тридевять луков. Заколют, застрелят этот призор, и прикос, и наговор людской. И очищаю, и избавляю я раба божьего, младенца, от этого призора, и прикоса, и людского наговора, от серых глаз, черных глаз, красных глаз, белых глаз, за углом караулящих. И очищай, и избавляй младенца с этого дня, с этого часу на всю жизнь. Аминь».

При лечении грыжи использовали следующий заговор: «Кусаю я эту грыжу и болезнь. Передним зубом кусаю, задним зубом бросаю на дорогу без тропинки, в болото без мха, в море бездонное, чтобы быть без отца, без матери, безродным, бесплодным и на всю эту жизнь. Боль головы, боль спины, боль грудей, боль живота, боль пупа, боль пяток у младенца! И очищай,  и избавляй от этой грыжи, от болезни с этого дня, с этого часа, на всю жизнь. Аминь. Как у курицы нет молока, у петуха нет яйца, у камня нет корней, у пальца нет имени, пусть так и у этого младенца не будет этой грыжи. Аминь».

О наступлении родов никогда никому не говорили, боясь «худого глаза». При приближении времени родов женщина шла топить баню, а муж уходил из дома. В истопленной бане первыми полагалось вымыться родственникам роженицы, а потом  мылась она сама.  Во время родов помогала повитуха или свекровь. Повитуха  парила женщину и растирала ей живот. Для того, чтобы ускорить прохождение ребенка через родовые пути, роженицу приподнимали: под руки ей протягивали полотенца и привязывали их концы к потолку. Если это не помогало, то прибегали к «стряхиванию» — брали роженицу за руки и трясли.  После родов женщине полагалось полежать часа два. Затем ей давали пить настойку корня калгана  на вине, чтобы «очистить» организм. На третий-четвертый день после родов молодая мать уже приступала к выполнению домашних работ.

Если у матери не было молока, совершали следующие магические действия. Женщина шла на улицу, становилась лицом к ветру и трижды глубоко вдыхала воздух. Затем она возвращалась  в избу и  трижды одергивала грудь. После этого грудь омывали водой, настоянной на тмине,  и пили эту настойку.

Весьма распространенным недугом у мужской половины вепсов было похмелье. Чтобы облегчить его, пили капустный и огуречный рассол, квас. Если требовалось отучить человека от выпивки, ему давали отвар губки, собранной на можжевельнике,  либо прибегали к «отворотному зелью». В зарослях малины собирали зеленых клопов и настаивали их неделю-две на водке (восемь клопов на пол-литра). Затем рюмочкой этого настоя угощали человека. Случалось, что это средство действительно помогало.

Универсальным средством, спасающим  почти от всех болезней, считалось «кидание крови». Кровь пускали и старым и малым. В качестве «кровопускательной банки» использовали рог коровы со срезанным концом. При головной боли кровь пускали с висков, затылка. При болях в спине – со спины и плеч. Кровопускание производили в бане. Перед тем как сделать надрез, место, откуда хотели пустить худую кровь,  сильно растирали руками. Затем ножом делали неглубокие надрезы и ставили рожок. За одну процедуру лечения  спины  рожок ставили десять–пятнадцать раз. На каждом надрезе его держали около получаса, после чего кровь выливали на двор и это место забрасывали навозом. После лечения кровопусканием больного поили чаем и вином, настоянным на калгане. Курс лечения проводили каждый год в одно и то же время.

Часто просили помощи у умерших «родителей». К этому способу прибегали в случае порчи и сглаза. Для этого надо было идти на кладбище, к могилам родственников. Там трижды кланялись и излагали свою просьбу. При этом просили у  духов прощения и помощи. После опять трижды кланялись. Иногда на могилы бросали монеты.

Во время болезни принято было гадать, чтобы определить, выздоровеет больной или нет. Остаток питья заболевшего выливался на собаку. После этого смотрели, как животное себя поведет: если встряхнется, то человек будет жить, а если нет – умрет.  Также клали на голову больного ветку вербы, освященную в церкви. Если после этого он начинал потеть, то это был верный признак скорой смерти больного.

Вепсы считали, что болезнь легче предотвратить, чем лечить. Чтобы никакая хворь не зашла в дом, в нём оставляли предметы, обладающие обережной силой.  К дверной тяге привешивали железный замок, к порогу прибивали подкову, а над дверью клали щучью челюсть. Крестьяне полагали: если «болезнь» придет, первым препятствием для нее станет замок, если же пройдет под замок, то ее перегрызут щучьи зубы.  Во время эпидемий предпринимали дополнительные меры защиты домочадцев от болезней —  мазали смолой и дегтем двери и косяки.

Спустя века многие из этих поверий перекочевали в современную жизнь и мирно сосуществуют с весьма успешными методами официальной медицины.

Людмила Королькова,
кандидат исторических наук
Российский этнографический музей
Санкт-Петербург

Вепсы считали, что болезнь легче предотвратить, чем лечить Reviewed by Вепсы считали, что болезнь легче предотвратить, чем лечить on . Большинство своих недугов вепсы лечили народными методами. Лекарствами служили растительное сырье, минералы, кровь и жир животных и птиц. Тонкие слои бересты вы Большинство своих недугов вепсы лечили народными методами. Лекарствами служили растительное сырье, минералы, кровь и жир животных и птиц. Тонкие слои бересты вы Rating: 0
scroll to top