time Предложить новость

Cвязь с редакцией mail

Удмурты

Февраль 15, 2018 1:07 Увеличить шрифт / Уменьшить шрифт Распечатать статью 598  

 

Удмурты – один из крупных финно-угорских народов Российской Федерации, проживающий в междуречье Камы и Вятки, в основном на территории Удмуртской Республики. Здесь сосредоточено примерно 30 процентов населения Удмуртии. Остальная их часть проживает в соседних областях – Кировской и Пермской, а также в Башкортостане, Татарстане и Республике Марий Эл, в Казахстане и Средней Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Удмуртский язык наиболее близок к коми-пермяцкому и коми-зырянскому языкам, составляя вместе с ними пермскую группу финно-угорской языковой семьи. В антропологическом отношении удмурты являются характерными представителями субуральского типа, отличающегося от классических вариантов уральской расы заметно большей долей европеоидного компонента.

Раньше удмуртов называли вотяками, в то время как сами они именовали себя удмуртами. Самоназвание это стало официальным с 1932 года, когда Вотская автономная область была переименована в Удмуртскую. Проблема происхождения этнонима удмурт не совсем еще решена. Раскрыта этимология лишь форманта мурт, что в переводе с индоиранского означает муж, мужчина, человек. Татары называют удмуртов этнонимом ар (в единственном числе), арлар (во множественном числе). Под этим же именем арян, аров, арских людей, а также чуди отяцкой, отяков, вотяков они выступают в русских исторических документах XVI — XVII веков.

В составе удмуртского народа выделяются северные удмурты (ватка) и южные (калмез), отличающиеся друг от друга диалектами, некоторыми особенностями культуры и быта. Однако различия эти невелики, языковое взаимопонимание происходит без особого труда. На базе центральных удмуртских говоров, возникавших на стыке между северным и южным диалектами, сформировался современный удмуртский литературный язык и создалась письменность на основе русской графики.

Среди северных удмуртов в бассейне реки Чепцы выделяется этнографическая группа бесермян, говорящая теперь на удмуртском языке. В отдаленном прошлом бесермяне представляли собой, скорее всего, какую-то проточувашскую группу, оказавшуюся в среде удмуртов. Отнюдь не случайно в русских письменных источниках XV – XVII веков они называются «чепецкими чувашами». Покрой одежды, вышивки и головные уборы бесермян также очень напоминают чувашские.

Территория Удмуртии – часть Восточно-Европейской равнины, переходящая к северу в Верхнекамскую возвышенность. Мягкие переходы возвышенных и пониженных рельефов, речные поймы Камы, Чепцы, Кильмези, Валы, Иты придают ландшафтам Удмуртии живописный вид. Из названных рек судоходна лишь Кама, омывающая республику с востока, а остальные используются в основном для сплава древесины.

Как свидетельствуют данные археологии, территория Удмуртии была заселена человеком современного вида, по меньшей мере, в эпоху мезолита. Археологические исследования позволяют предположить, что основой этногенеза удмуртов послужили аборигенные финно-угорские племена Волго-Камья с включением иноэтнических образований (индоиранских, тюркских, славянских и других). Выделение древнеудмуртской семьи племен из сообщества пермских финно-угров, на базе которого формировались и племена коми, началось в первые века нашей эры.

В XI — XVI веках удмурты занимали примерно ту же территорию, что и сейчас, а именно бассейны рек Вятки и Чепцы. В Х-ХП веках их южная группа вступила в тесные экономические и культурные связи с Волжской Булгарией, особенно с городом Биляром, ставшим в XII веке ее столицей. Словом биляр (в произношении удмуртов бигер) удмурты теперь называют татар, а ранее именовали так волжских булгар. В XIII веке южные удмурты оказались под властью Золотой Орды, а позднее – Казанского ханства.

В XIV веке началось формирование административно-политического и хозяйственно-экономического образования – Вятской земли, в составе которой наряду с русскими были и северные удмурты. В 1489 году Вятская земля стала частью Великого княжества Московского. Южные удмурты, находившиеся в пределах Казанского ханства, после его падения отошли к России и стали платить русскому государю налог, ранее отдаваемый казанским ханам. В начале XVIII века царское правительство уравняло удмуртов в отношении налоговых сборов с русским крестьянством. Присоединение земель удмуртского народа к Российскому государству имело большое позитивное значение. Оно, в частности, стимулировало процесс этнической консолидации удмуртов в единую народность, ускорило социально-экономическое и культурное их развитие.

В первой четверти XVIII века по инициативе Петра I начала создаваться промышленность Урала. Железоделательные заводы возникли и на территории Удмуртии (Боткинский, Ижевский и другие). Крестьяне-удмурты выполняли, в основном, подсобные работы, доставляя на завод чугун и отвозя готовые изделия, заготовляя дрова и так далее. Тяжелые условия жизни, жестокая эксплуатация вынуждали многих удмуртов бежать с заводов, поднимать восстания.

Тяжелое положение удмуртов, как и других народов Средней Волги и Урала, неоднократно отмечали передовые люди России. Так А.И. Герцен, который в 1835-1837 годах был в политической ссылке в Вятской губернии, с негодованием отзывался о произволе царских чиновников и полиции, превративших местных жителей в источник наживы и вымогательств: «Настоящий клад для земской полиции – это вотяки, мордва, чуваши… Полиция и чиновники делают невероятные вещи с этими бедняками».

4 ноября 1920 года была образована Вотская автономная область с центром в городе Глазове. В 1921 году центр был перенесен в Ижевск. 1 января 1932 года Вотская автономная область была переименована в Удмуртскую автономную область. 28 декабря 1934 года Удмуртская автономная область преобразована в автономную Республику.

21 сентября 1990 года Удмуртия провозгласила суверенитет и отныне стала называться Удмуртской Республикой. Ее предприятия выпускают известные в стране и за рубежом изделия с маркой «Иж», оборудование для разведки и добычи нефти, радиоаппаратуру, спортивное и охотничье оружие, мебель, стиральные машины. В республике развита черная металлургия, лесная, деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность.

Основные земельные площади Удмуртии заняты посевами пшеницы, ржи, овса, гречихи, льна-долгунца, картофеля, овощей. На звероводческих фермах разводят серебристо-черных лисиц и норок. В южной части Удмуртии развито пасечное пчеловодство.

НАРОДНЫЙ КОСТЮМ УДМУРТОВ

Народный костюм удмуртов красочен и разнообразен. Удмуртская одежда в прошлом была почти полностью домашнего изготовления. Материалом для нее служили белый или синий холст, сукно, овчина. Производством тканей и сукон занимались женщины, а обработкой овчин – мужчины.

Костюм женщины-удмуртки состоял из туникообразной рубахи, передника, вышитого нагрудника, головного платка, длинного полотенца с ярко вытянутыми концами, спускаемыми на спину, высокого на берестяной основе головного убора, обшитого холстом и украшенного монетами, лентами, бисером, раковинами, поверх которого надевалось покрывало. Право носить такой головной убор имела лишь молодушка: так удмурты называли женщину в течении восьми лет после замужества.

Девушки надевали на голову платок или холщевую шапочку, также отделанную монетами, налобную повязку и накосник с монетами и бусами. Непременной частью праздничного женского костюма были украшения из монет, бус и бисера, перевязи через плечо, ожерелья, браслеты, медные или серебряные с прикованными монетами или вставленными в них цветными камнями, кольца с монетами, цепочки, серьги из серебряных денег, перстни, нитки мелких кораллов.

На ноги надевали чулки и носки без пяток, вязанные из шерсти или сшитые из холста, обували лыковые лапти, башмаки, а зимой – валенки.

В качестве летней верхней одежды у северных удмуртов служил халат из белого холста с короткими рукавами, а у южных – камзол или безрукавка. Более теплой верхней одеждой были суконный кафтан или овчинная шуба, иногда покрытая какой-либо тканью.

Очень сложными и разнообразными были старинные головные уборы удмуртов. Головной убор, как и прическа, был связан с определенным возрастом, символизировал то или иное положение женщины в семье. По форме и внешнему виду женские головные уборы подразделяют на четыре группы: 1) покрывала, платки, полотенца; 2) повязки, налобники, венки; 3) мягкие шапки, чепцы; 4)высокие твердые уборы конусообразной и лопатообразной формы. Все эти головные уборы вышли из массового употребления.

Мужской удмуртский костюм состоял из рубахи туникообразного покроя с невысоким стоячим воротником из белого холста, с разрезом на правой стороне груди. Ее носили поверх синих в белую полоску штанов. Обязательной принадлежностью мужского костюма был пояс из сыромятой кожи с медной пряжкой или из шерсти фабричного производства, предпочтительнее в красную полоску. В ходу были также пояса домашнего изготовления, как тканые, так и плетенные из разноцветных шерстяных ниток.

Головным убором мужчин были валенные из белой или черной шерсти шляпы с полями, барашковые шапки с ушами, крытые иногда тканью, а обувью лапти или валенки. Верхняя теплая одежда (суконный кафтан и шуба) не отличались по материалу и покрою от женской.

Удмуртская женская национальная одежда, утратив ряд традиционных элементов, претерпев известную эволюцию, продолжает использоваться. В реальном повседневном обиходе чаше всего встречается национальное платье, которое многие удмуртки обычно шьют, как и раньше сами, но из фабричных тканей. В торжественных случаях, например, на свадьбу, надевают бусы и ожерелья из раковин и монет, браслеты и кольца.

ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ, ПРАЗДНИКИ

Большинство удмуртов России – православные по вероисповеданию, и лишь часть из них, жившая в пограничных с современными Татарстаном и Башкортостаном районах, подверглись воздействию мусульманской религии.

Дохристианские верования и обряды удмуртов включали разнообразные формы религиозных представлений и культов, возникших на разных ступенях их общественного развития, начиная с первобытно-родового строя. Проведенное исследование религиозных верований и обрядов удмуртов показывает, что наиболее ранние их формы были близки к: верованиям и обрядам коми (сравните: удмуртское божество воды Ву-мурт — коми-пермяцкое Ва-морт, удмуртское божество дома Корка-мурт – коми-пермяцкое Керку-морт).

На почве эволюции собственных дохристианских верований у удмуртов возникла вера в верховного бога. По-удмуртски он стал называться Инмар.

В семейно-родовых молельнях (куалах) удмуртов самым священным предметом считался воршуд – короб, в котором, по их представлениям, обитал дух родового предка и хранились в качестве реликвий шкурки белки, перья рябчика и тетерева, засушенная рыба, иногда металлические пластинки с изображением животных. Исследователи полагают, что в этом отразились пережитки тотемизма – одной из архаичных форм верований, связанной с почитанием животных и птиц, былой верой в существование сверхъестественного родства между ними и людьми. Не исключено, что отголоском этой веры могли быть и некоторые дохристианские личные имена удмуртов, совпадающие с названиями животных и птиц: Дукья – глухарь, Юсь – лебедь, Юбер – скворец, Койык – лось, Гондыр – медведь, Жакы – сойка.

Воршуду, как семейному духу-покровителю, приносили в жертву животных и птиц, которых варили в очаге семейной куалы. Такие жертвоприношения делали в случае рождения ребенка или приращения скота, перед косьбой и посевом, во время болезни кого-нибудь из членов семьи, при женитьбе сына.

Жертвоприношениями удмурты старались умилостивить своих богов: им резали быков, овец, лошадей, домашнюю и дикую птицу, приносили в дар пиво и кумышку (домашнюю водку). Если моление было общественное, жертвенные животные покупались вскладчину. Жертвоприношения совершались без торжественных обрядов. Сначала готовили все необходимое к жертвоприношению, затем жрецы бросали в огонь частицы от принесенных яств в дар божеству, а оставшееся съедали присутствующие. Многие молитвы, адресованные тем или иным божествам, представляли собой жреческую импровизацию.

У удмуртского крестьянства в прошлом наибольшее развитие получили аграрные обряды, приуроченные к весеннему и летне-осеннему циклу полевых работ. Так, перед началом весенней пахоты проводили праздник плуга, называемый по-удмуртски акаяшка. Аналогичный праздник был известен всем народам Среднего Поволжья.

Деревенские старики собирались на совет и определяли дату проведения акаяшки. Вся деревня начинала готовиться к назначенному дню: мужчины чинили орудия труда и сбрую, женщины варили кумышку, готовили пиво, пекли кислые лепешки, шили праздничные наряды. Кроме молитвенных трапез, проводились конские скачки и игры. Считалось, что весеннюю пахоту раньше завершит тот, чья лошадь придет первой. Девушки угощали победителя кашей, дарили ему полотенце, а в гриву его лошади вплетали ленты. Дети устраивали особую игру – катание по борозде яиц.

Праздником гырон быдтон или гербер отмечали завершение пахотных работ. Эти традиции сохранялись и нашли дальнейшее свое развитие в проводимых ныне в Удмуртии праздниках первой борозды, окончания весенних полевых работ.

Браки у удмуртов в основном заключались по сватовству. Свадьба сопровождалась многочисленными народными обычаями, которые растягивались на год, а то и более. Сватать, например, приезжали неоднократно, потому что не принято было давать согласие с первого раза. Случалось, что жених впервые видел свою будущую жену лишь на свадьбе.

Невеста рассматривалась, в первую очередь, как рабочая сила в семье мужа, соответствовали этому и подарки родителей при ее отъезде в дом мужа: прялка, коса, грабли. Эти орудия труда украшались разноцветными лентами, родственники и подруги вколачивали в них серебряные и медные монеты, высказывая при этом пожелания благополучия, богатства и счастья.

В новой семье молодую не называли церковным именем, полученным при крещении, а давали ей имя ее рода с прибавлением имени старшего мужчины в данной семье: Иван Апья, Петыр Бодья, Митрей Докья, Педор Чепья.

В настоящее время сватовство носит чисто символический характер, так как молодые люди обычно сами договариваются о женитьбе. Родители участвуют лишь в обсуждении организационных вопросов, связанных с проведением свадьбы. Современный свадебный ритуал включает торжественную регистрацию брака, свадебные гуляния в домах невесты и жениха.

Раньше у удмуртов встречались большие (неразделенные) семьи, численностью доходившие до нескольких десятков человек. Такая семья жила на одной усадьбе, но в нескольких избах, имела общего главу, которым обычно являлся старший мужчина. Он ведал финансами семьи, распределял мужские работы, представлял семью на сельском сходе и перед администрацией. Домашними делами женщин руководила его жена. Она топила печь и готовила еду для всей семьи, снохи помогали ей. Она же распоряжалась кумышкой. Участие женщин в общественной жизни не допускалось. Право на развод признавалось лишь за мужем.

Определенные обряды были связаны с именем, которое давали ребенку. Удмурт нередко имел несколько имен: «банное», которое давалось после рождения в бане повивальной бабкой; церковное, получаемое им при крещении; родовое, передававшееся от матери к дочери или от отца к сыну. Кроме того, удмурт мог получить новое имя во время тяжелой болезни, так как переименование больного считалось важным средством его выздоровления, спасения от злых духов.

Сейчас удмурты дают своим детям преимущественно русские имена, многие из которых, как известно, являются христианскими. Древние языческие удмуртские имена вышли из употребления. Они лишь частично встречаются у южных удмуртов и то лишь в качестве бытовых, неофициальных имен или прозвищ.

Использованная литература:

Жуковская Н.Л., Мокшин Н.Ф. От Карелии до Урала: Рассказы о народах России – М.: Флинта: Наука, 1998.

Удмурты Reviewed by Удмурты on .   Удмурты – один из крупных финно-угорских народов Российской Федерации, проживающий в междуречье Камы и Вятки, в основном на территории Удмуртской Республ   Удмурты – один из крупных финно-угорских народов Российской Федерации, проживающий в междуречье Камы и Вятки, в основном на территории Удмуртской Республ Rating: 0
scroll to top