time Предложить новость

Cвязь с редакцией mail

Главная » Интервью » «Природа – сложная конструкция»: эксперт об экосистеме и народной медицине

«Природа – сложная конструкция»: эксперт об экосистеме и народной медицине

Январь 30, 2017 2:41 Увеличить шрифт / Уменьшить шрифт Распечатать статью 1021  

Природа — это живой окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии его проявлений. Она представляет собой объективную реальность, которая существует вне и независимо от сознания человека. «Природа — это то, что можно изучать постоянно», — неоднократно отмечает Виктор Васильевич Туганаев. 

Он родился в с. Алнаши Алнашского района Республики Удмуртия, закончил Удмуртский пединститут и Казанский университет. Виктор Васильевич профессор кафедры экологии и природопользования УдГУ, заслуженный деятель науки РФ.  А также автор более 500 научных публикаций на русском, удмуртском, английском и немецком языках и 27 книг. 

В предверии  Года экологии журналист газеты «АиФ» Юлия Ардашева вела беседу с В.В. Туганаевым об экосистеме и народной медицине. 

— Виктор Васильевич, что было главным в вашей научной жизни?

 — Я занимался, в основном, проблемами утилитарного порядка: сначала конкретные задачи ставили научные руководители, потом сам. Например, выявить закономерности развития пойменной экосистемы. Потом меня волновало восстановление зональных экосистем, включая пойменные — задача разрасталась. Потом я заинтересовался антропогенными факторами: как менялась динамика экосистем под влиянием человека.

— Что мы недопонимаем, расширяя своё влияние на природу?

— Недопонимаем тот механизм, который лежит в основе глобальной жизни природы. Мы до сих пор не знаем его подробных деталей. Мы пытаемся понять, как развивается экологическая обстановка там, где мы живём, но наше знание приблизительно, и это мешает нам действовать смело.

В среде учёных и практиков всегда есть активная часть, которая берёт на себя принятие решений глобальных задач. Но жизнь постоянно показывает, что мы не вполне основательно понимаем глубину проблемы и потому никак не можем решить её на 100%. Пример: чистая вода в водоёмах. У нас её нет ни в Ижевском пруду, ни в реках Каме и Чепце, и нам кажется, что мы можем исправить дело. Но добиться этого, чтобы вдобавок всё обошлось весьма дёшево, не так просто. Способы предлагаются разные, но до сих пор наших технологий недостаточно для очищения воды. Сколько за десятилетия и даже века вложено средств в Ижевский пруд!  Но проблема остаётся. Пруд зарыбляют, запуская мальков разных видов, чтобы они питались микроорганизмами, потом сами становились пищей для крупной рыбы. И кажется, что так мы получим натуральную экологическую систему, и загрязняющие факторы будут устранены. Но последние не только сохраняются, но и усиливают своё присутствие. Вода в пруду остаётся мутной, непригодной не только для питья, но и купания людей. Экосистема легко выходит из-под контроля — человек не может управлять качествами воды. К тому же, очищая пруд, мы тут же вырубаем прибрежные леса, что сказывается на водной экосистеме. Природа — очень сложная «конструкция», и за счёт отдельных элементов невозможно улучшить всё.

— Вы не верите, что человек способен полностью понять тот мир, в который «встроен»?

— Полностью, наверное, никогда не поймёт. Мы пытаемся понять хотя бы принципы, которые объясняют тренд  развития. Есть одна особенность человека: ему надо, чтобы хорошо было именно сегодня. Сколько экологов под этим лозунгов пытались попасть во власть. Предлагали спасти «здесь и сейчас» всё тот же пруд. Они выдвигали проекты по его оздоровлению, но уже на 1 этапе их реализации оказывалось, что путь недостаточно эффективный, а то и ошибочный. Чтобы признать это, нужно иметь не только знания, но и мужество, и умение быстро скорректировать проект. Но каждое переосмысление требует больших финансовых вложений, которых обычно нет. Скоро большие выборы, и снова всплывут экологические проблемы и появятся новые предложения.

— Вы видели примеры признания ошибок?

— В Японии были случаи, когда народные избранники, начавшие неверный путь, публично признавали свои ошибки и извинялись публично. Это прощается, если есть искренность.

— Вы отлично разбираетесь в лекарственных травах. Можете дать рецепт самого вкусного травяного чая?

— Думаю, хороши те рецепты, где кроме вкуса есть и лечебный эффект. Тимьян (чабрец) — благородная трава, которая придаёт чаю и вкус, и целебность. Чаи из смеси губоцветных растений (базилик, мята, розмарин, шалфей и т.д.) приятны на вкус. Я рекомендовал бы и чаи, которые, может быть, не очень вкусны, но с повышенной медицинской эффективностью.

— Вы вышли из народа, который прекрасно знает и ядовитые растения…

— И не только растения, но и животных, и грибы. Таких видов много. Я был седьмым ребёнком в многодетной семье и помню мать уже тяжело больной. Известный врач в Алнашах после безуспешных попыток медиков поставить диагноз посоветовал маме идти к удмуртским колдунам. Седьмой малыш в семье считался святым, и этим он усиливал целебную силу манипуляций лекаря. Поэтому больная мать брала меня в свои походы по вегинам.

Однажды старик-колдун отказал ей в лечении. Но пока они беседовали, я разглядел у него на столе сушёные грибы и взял несколько. И, представьте, сохранил их до студенческих лет. Оказалось, что это священный для удмуртов гриб: всего 20 его млг достаточно для появления галлюцинаций. На общественных молениях жрецу давали кумышку и кашу с добавлением этого гриба, и он эмоционально преображался, поражая этим людей. Я вообще уверен: сила удмуртов в том, что они хорошо знают свойства грибов. Так, они включают их в рецепты при лечении раковых заболеваний, диабета, тромбозов, некоторых заболеваний нервной системы.

Кстати, у удмуртов не было тактики отпора врагам, но своих обидчиков они старались наказать. Чаще через немощных одиноких старушек (чем-то похожих на Бабу Ягу). Они щедро кормили врагов супом, кашей, угощали  кумышкой, но прежде в суп клали 3-4 жаб, а в кашу добавляли мухоморы. На вкус это не влияло, но в течение полутора лет человек обязательно умирал, не понимая причины своего недуга.

— Но ведь страшно с таким знанием принимать угощение, скажем, в деревнях.

— Наказывать ни за что удмурты не будут — так просто извести невинного нельзя. Иначе возникнет ощущение греха, которое сильно действует на состояние человека. Но то, что коренное население может наказать, знать нужно. Об этом всегда предупреждали участников казанских научных экспедиций, и никогда никто из учёных не пострадал: знание правил народа приводило к корректному с ним обращению. И ответом было дружелюбие.

— Сейчас вы занимаетесь популяризацией лечения травами.

— Не совсем так. Я не специалист в сфере медицины, но мне интересен вопрос, насколько природа будет положительным фактором в лечении больного человека? Как с её помощью вернуть в себя в нормальное состояние? Но тут же стоит и проблема: негативное влияние уже народной медицины на природу. Оздоровительное воздействие оказывают, прежде всего, краснокнижные растения: например, семейство орхидных. Но сами они уязвимы: их нельзя эксплуатировать в полную силу, они могут исчезнуть. Так, к ним относится Любка двулистная: она прекрасно помогает укрепить мужское здоровье. Но этот вид встречается местами и не образует больших популяций. Его ресурсы могут иссякнуть. И таких видов — ценных, но не устойчивых — очень много. Правы те биологи, которые требуют территориальной охраны природы с целой совокупностью видов. Это опять же системный подход, учёт законов жизни экосистемы.

— Есть ли у вас профессиональные мечты сегодня?

— Может быть, звучит парадоксально, но они идут из детства. Меня всегда интересовал вопрос нужности людей в нашем мире. Каково предназначение их и моё личное? Чем всё кончится? А если кончится, для чего нужно было появляться? И я весьма счастливый человек: пытаюсь найти ответы на вечные вопросы, и иногда кажется, что я способен ответить — хотя бы на уровне, удовлетворяющем моё любопытство.

«Природа – сложная конструкция»: эксперт об экосистеме и народной медицине Reviewed by «Природа – сложная конструкция»: эксперт об экосистеме и народной медицине on . Природа - это живой окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии его проявлений. Она представляет собой объективную реальность, которая существует вне и Природа - это живой окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии его проявлений. Она представляет собой объективную реальность, которая существует вне и Rating: 0
scroll to top