time Предложить новость

общероссийское издание

Cвязь с редакцией mail

Главная » Интервью » Национальное достояние Мордовии

Национальное достояние Мордовии

Январь 24, 2018 10:20 Увеличить шрифт / Уменьшить шрифт Распечатать статью 142  

О непростой, но безусловно, счастливой профессии композитора рассказывает народная артистка Республики Мордовия, кавалер ордена Славы, лауреат премии им. Д.Д. Шостаковича, председатель Союза композиторов Республики Мордовия, композитор Нина Кошелева. 

Нина Васильевна, расскажите о своей семье, были ли у Вас в роду музыканты?

Я родилась в селе Вертелим, Старошайговского района Мордовской АССР, в крестьянской семье, детей было восемь человек. Мой отец, Кошелев Василий Емельянович, в первый же год войны был ранен, контужен, у него была прострелена левая рука. Несмотря на своё увечье, всегда работал, содержал семью. Сам он закончил всего 4 класса, знал и любил историю, помнил многие исторические даты, в уме мог сосчитать любые цифры, и даже проценты.

Это был человек строгий на вид, но очень добрый в душе. Он всегда хотел, чтобы дети его учились, стали нужными для общества людьми. Отец очень любил музыку. Однажды в селе продавали гармонь. Но так как у нас не было денег, — выменял её на овцу. Мои старшие братья (Степан и Иван) по слуху играли на гармошке. А когда они уходили в школу, я доставала на гармошку, садилась на подоконник, ставила ножки на скамейку и играла по слуху.

Моя мама, Кошелева (Дерябина) Евгения Гурьяновна, была удивительной женщиной. Она была очень веселой, жизнерадостной, талантливой. У неё был грудной, матовый, низкий голос. Она могла петь, варьировать, знала фольклор, обычаи, традиции. Могла даже заговаривать зубную боль. Это просто самородок! Несмотря на свой преклонный возраст, мама дружила и пожилыми и с молодежью. В школе она проучилась только 6 недель. Мама знала очень много народных песен. Удивительно, что она помнила все тексты длинных песен до конца. У неё был дар плакальщицы! Она могла варьировать и музыку, и текст, используя ласковые, уменьшительные слова, которые шли от самого сердца. Этот дар передался моей младшей сестре Анне. Мама пела всегда: сидя на завалинке, когда ждала стадо, на праздниках и т.д.

Мои дети, к сожалению, не стали профессиональными музыкантами. Сын Василий – кандидат юридических наук, Ольга пошла по стопам отца, работает в больнице, хирургом.

Где Вы получили музыкальное образование? Какие педагоги на Вас оказали наибольшее влияние как на композитора?

У нас было радио, оно прикреплялось на стене. Я подставляла табуретку, вставала и снимала его со стены. Когда звучала какая-то музыка, я всегда напевала. Мама удивлялась: «Ты откуда знаешь эту музыку?» Конечно же я не знала, просто чувствовала её. Мама, услышав по радио объявление о наборе одаренных детей мордовской национальности в Саранскую музыкальную школу с интернатом, спросила меня: «Не хочешь ли научиться петь и играть?» Я сказала, что хочу, и мы поехали на прослушивание. Помню как мы с матерью пели на два голоса мордовскую народную песню. В классе были все инструменты: баян, аккордеон, скрипка, домра. Я не знала их название, но когда спросили на каком из них хотела бы играть, я показала пальцем на черное пианино. Осенью пришла открытка из Саранска, что меня зачислили учиться. Музыкальную школу закончила по классу фортепиано. С четвертого класса начала писать музыку.

С 1968 по 1972 г. училась в Саранском музыкальном училище имени Л. П. Кирюкова на теоретическом отделении. Первое выступление состоялось в концерте выездного заседания Верхневолжского отделения Союза композиторов РСФСР в г.Саранске, где исполняла фортепианные сочинения (1972). С 1972 по 1974 работала в Старошайговской музыкальной школе преподавателем.

С 1974 по 1979 г.г. училась в Казанской государственной консерватории на композиторском факультете (класс композиции профессора – Б. Н. Трубина, оркестровка – профессора Н.Г.Жиганова). Мне повезло. В консерватории я попала в класс композиции Бориса Николаевича Трубина – ученика А.С.Лемона, замечательного педагога, добрейшей души человека. За годы учебы в консерватории он дал не только глубокие знания по специальности, но помог выработать характер.

Вы являетесь автором Гимна республики Мордовия. Расскажите, как создавался гимн, было ли у Вас несколько вариантов мелодий, оркестровок, как произошло знакомство с поэтом Сергеем Кинякиным?

В начале 90-х годов был объявлен конкурс на создание государственных символов Республики Мордовия (гимн, герб, флаг). Создание Гимна – это очень трудный и многоэтапный процесс. К Гимну предъявляются особые требования, которых не бывает для других произведений. Конкурс шел 3 года. На суд жюри было выставлено девять вариантов. После каждого прослушивания оставалось все меньше потому, что действовали по методу исключения. Компетентная комиссия тайным голосованием выбрала мой вариант – зашифрованный. Фамилию автора еще не знал никто. Когда объявили имя победителя, я не смогла сдержать слёз.

Музыка гимна появилась сразу, как будто она жила во мне. Когда писала, то думала о самом дорогом для человека, о своём доме, о матери, о своём народе, который очень люблю, о его трудной судьбе… Неслучайно музыка гимна перекликается с написанным позже сочинением «Портрет матери» по скульптуре С.Эрьзи. После того, как музыка была написана, поэт Сергей Васильевич Кинякин написал текст гимна. Такое бывает при создании вокальной музыки, например, в опере «Иван Сусанин» музыка тоже была написана раньше либретто.

2017 год богат для Вас на юбилейные даты. Это и Ваш личный юбилей, и юбилей союза композиторов республики Мордовия. Все ли удалось осуществить, что было намечено к этим событиям?

В 2017 году Союзу композиторов Республики Мордовия исполнилось 35 лет. Это большой праздник для нас. Пройден большой путь, сделано немало. За этот период музыка Мордовии стала неотъемлемой частью российской культуры. Созданы произведения крупных форм: балеты, оперы, симфонии, оратории, кантаты, инструментальные и вокальные сочинения. Произведения наших композиторов с успехом звучат на фестивалях и конкурсах в нашей стране и за рубежом. За годы существования Союза композиторов Мордовии формировалась музыкальная критика и публицистика, появились серьёзные музыковедческие труды.

В этом же году и мой личный юбилей. К этой дате 16-17 ноября 2017 года в МГПИ им.М.Е.Евсевьева прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Творчество Н.В.Кошелевой в контексте музыкальной культуры России». В конференции приняли участие композиторы и музыковеды из Москвы, Казани, Йошкар-Олы, Ульяновска, Саранска. В рамках конференции состоялся концерт из моих произведений «Рождается мелодия во мне…» Вышел мой нотный сборник «Музыкальный сундучок» пьесы для деревянных духовых инструментов, подготовлен к изданию сборник «На нашей земле» — хоровые сочинения. В плане выпуск ещё одного сборника «Ансамбли для фортепиано в четыре руки».

Национальное достояние Мордовии Reviewed by Национальное достояние Мордовии on . О непростой, но безусловно, счастливой профессии композитора рассказывает народная артистка Республики Мордовия, кавалер ордена Славы, лауреат премии им. Д.Д. Ш О непростой, но безусловно, счастливой профессии композитора рассказывает народная артистка Республики Мордовия, кавалер ордена Славы, лауреат премии им. Д.Д. Ш Rating: 0
scroll to top