time Предложить новость

Cвязь с редакцией mail

Главная » Культура, искусство, кино » Народ Пармы – коми-пермяки

Народ Пармы – коми-пермяки

Декабрь 6, 2017 11:42 Увеличить шрифт / Уменьшить шрифт Распечатать статью 897  

На обширной территории Верхнего Прикамья в I тысячелетии происходил процесс формирования этнической общности коми-пермяков. Основными занятиями людей того периода были охота, рыболовство, подсечное и пашенное земледелие, солеварение, гончарное производство. Древние предки коми-пермяков освоили процесс получения металла и металлообработку. Они овладели искусством изготовления различных украшений из бронзы и меди в идее фигур животных, фантастических существ и людей, широко известным в России и мире под названием «пермский звериный стиль».   Сегодня основная часть Коми-пермяков расселена в пределах Коми-Пермяцкого автономного округа, где они составляют 60% населения. За пределами округа исторически сложились две компактные группы Коми-пермяков — язьвинские и зюздинские Коми-пермяки, получившие своё название по месту расселения. 

Культура и искусство

Культура коми-пермяцкого народа складывалась на протяжении столетий. Она самобытна и разнообразна. С глубокой древности до наших дней сохранился уникальный коми-пермяцкий язык, через века дошли до современников произведения устного народного творчества, песенные и танцевальные традиции, изделия декоративно-прикладного творчества.

Фольклорные произведения являются одним из самых древних памятников культуры. Пословицы и поговорки, сказки и песни, легенды и предания отражают первоначальный опыт, мировоззрение, отношение к своей земле, глубокую народную мудрость. «Гортын и кымора луныс гажа / Дома и пасмурный день ясен», «Йозас и аслас ракало рад / На чужбине и родной вороне рад» — такие пословицы и сегодня живут в народе, обогащая его внутренний мир, повышая духовность.

В музыкальной и танцевальной культуре коми-пермяков нашли отражение особенности трудовой деятельности, семейного уклада, календарных обычаев, обрядов. Традиции народной культуры пронизаны идеей продолжения жизни, благополучия, достатка. В них заложен эстетический, нравственный, эмоциональный заряд.

Декоративно-прикладное творчество коми-пермяцкого народа весьма многогранно и разнообразно. С давних времен широко распространены у них художественное литье, яркие орнаменты опоясок и кушаков, набивок, художественная резьба по дереву, берестяные изделия, архитектура деревянных построек, домашняя утварь.

Язык коми-пермяков

Известно, что коми-пермяцкий язык относится к финно-угорской языковой семье и вместе с коми-зырянским и удмуртским языками составляет пермскую группу. Эти три языка объединяет лексическая общность (наличие совершенно одинаковых, сохранившихся в исконном виде слов, таких как нянь – хлеб, му – земля, лым – снег), а также некоторые фонетические и грамматические особенности, что говорит об общем происхождение и историческом пути развития этих народов.

Коми-пермяцкий язык лаконичен и мелодичен, краток и ёмок одновременно. Главная его фонетическая особенность – как слово произносится, так и пишется. Наличие множества гласных в одном слове, особенно буквы о, придает языку мелодику и особенную интонацию.

Национальный костюм

Настоящим произведением искусства можно считать коми-пермяцкий национальный костюм. Сохранившийся до наших дней в первозданном виде, он наряден, практичен и очень красив. Темно-синие, темно-зеленые сарафаны-дубасы с ярким набоечным рисунком и белоснежные или красные рубахи, вручную сшитые из льняного полотна и украшенные традиционным орнаментом, являются визитной карточкой коми-пермяков.

Традиционная одежда изготавливалась из тканей собственного производства: холста (однотонной льняной ткани), пестряди (узорной клетчатой льняной ткани) и сукна (шерстяной ткани).

Женский костюм коми-пермячки – это сарафанный комплекс, состоящий из рубахи, сарафана, передника, пояса и головного убора.

Мужской костюм состоит из туникообразной рубахи-косоворотки, которую носят поверх штанов и подпоясывают узким пояском или широким тканым поясом. В мужской костюм входят также меховые и суконные шапки или войлочные колпаки. Демисезонная одежда – холщовые кафтаны и суконные или полусуконные кафтаны, а зимняя – шуба. Северные охотники носили лузаны – безрукавки, сшитые из шкуры зверей или сукна.

Особой гордостью коми-пермяков являются тканые пояса. Они были разными: узкие – покромки, которые носили и мужчины, и женщины, и широкие – кушаки, которые предназначались только для мужчин. Особое место по художественному значению отводилось кушакам, выполнявшим еще и функцию оберега. Их украшали очень сложными и красивыми рисунками, в основе которых лежит геометрический орнамент с различными фигурами, каждый из которых имеет свое название. Кроме того, в каждом поясе была заложена информация о человеке, о его принадлежности к своему роду.

Традиционная кухня коми-пермяков

Традиции коми-пермяцкой кухни своими корнями уходят в глубь истории. С незапамятных времен традиционными занятиями коми-пермяков были сбор ягод, грибов и трав, рыболовство и охота, которые и сформировали их основной рацион.

Очень теплое и ласковое слово для коми-пермяков – нянь – хлеб. Это не только основной продукт питания, но и символ богатства и счастья. А еще это одно из основных ритуальных блюд: свадьба и похороны, крестины и новоселье, христианские праздники и языческие обряды всегда сопровождались приготовлением рыбного пирога – черинянь, пельменей – пельнянь, каравая – човпан. Хлебом встречают долгожданного гостя, хлеб дают с собой в дорогу как лучший гостинец.

Особое значение в народной кухне по полезности и вкусовым качествам имеют травы. Ранней весной коми-пермяка радуют своей нежной зеленью и ароматом листья и стебли пикана – сныти, которую люди употребляют в пищу в виде основного блюда и  в виде добавок в окрошку или в различные соусы. Настоящим брендом коми-пермяков стали пистики – молодые побеги полевого хвоща. Приготовленные из них каша, суп, пельмени, пироги отличаются необычным вкусом и полезными свойствами.

Мясо и рыба являются одиними из основных продуктов питания коми-пермяков, а блюда из различных ягод (брусника, клюква, морошка, черника, голубика, малина, жимолость, рябина) украшают стол круглый год.

Декоративно-прикладное искусство

 Традиции декоративно- прикладного искусства коми-пермяков богаты и разнообразны. Условия жизни народа и его мировоззрения отражены в архитектуре, предметах быта, орудиях труда, одежде.

В округе работают более 350 мастеров народных промыслов и ремесел, двенадцать их них удостоены почетного звания «Народный мастер Пермского края».

Современные мастера продолжают развивать традиционные ремесла: резьба и роспись по дереву, художественная лепка из глины, плетение из бересты и лозы, узорное ткачество, художественная вышивка и вязание.

Наиболее популярным и любимым природным материалом является береста. Из нее плетут, вырезают и мастерят разнообразные изделия, на ней делают оттиски рисунков и узоров.

Сохраняются традиции браного ткачества: тканье полотенцев, салфеток, поясов, украшенных национальным орнаментом.

Интерес вызывает и коми-пермяцкая керамика. Большинство старинных керамических сосудов было без украшений, но устойчивые пропорции и красивые конфигурации позволяют отнести их к произведениям искусства. Секреты изготовления из лины различной посуды, игрушек, сосудов знакомы и современным мастерам.

Народ Пармы – коми-пермяки Reviewed by Народ Пармы – коми-пермяки on . На обширной территории Верхнего Прикамья в I тысячелетии происходил процесс формирования этнической общности коми-пермяков. Основными занятиями людей того перио На обширной территории Верхнего Прикамья в I тысячелетии происходил процесс формирования этнической общности коми-пермяков. Основными занятиями людей того перио Rating: 0
scroll to top