time Предложить новость

Cвязь с редакцией mail

Главная » Музыкальный этномир » Музыкальные инструменты народов Югры

Музыкальные инструменты народов Югры

Февраль 6, 2018 2:51 Увеличить шрифт / Уменьшить шрифт Распечатать статью 1039  

Народное искусство ханты и манси, их обряды и праздники неразрывно связаны с музыкальной культурой этих народов. Его невозможно сохранить, утеряв искусство игры на национальных инструментах: санквылтапе, нарсъюхе, турмане, бубне, нэрнэ йив («Скрипка»), тарыг сыплув йив («Журавль»).

Санквылтап — манс., нарсъюх — хант. — национальный струнный щипковый инструмент, напоминающий форму лодки. Полукруглое днище выдалбливается из дерева, сверху крепится деревянная пластинка — дека. Современные мастера используют металлические струны; раньше же натягивали оленьи жилы. Струны натянуты параллельно корпуса. Данный инструмент является самым популярным из всех инструментов в музыкальной культуре ханты и манси. В литературных источниках встречаются различные названия инструмента: сангультап, санквылтап, югорская цитра, югорская лира. Северные манси данный инструмент называют санквылтап, кондинские манси — санкэл тап, что в переводе означает «звенящая доска», васюганские ханты называют инструмент «панэн юх», сургутские ханты — «наркис юх», шеркальские ханты — нарс — юх (поющее дерево), березовские ханты — нарыс юх. На сегодняшний день самое распространенное в округе название данного инструмента: нарсъюх — хантыйское и санквылтап — мансийское.

Нарс-юх (нарас-юх) в переводе с языка ханты — играющее дерево, музыкальный струнный щипковый самодельный инструмент народов ханты и манси (у манси он называется санквылтап), длиной около метра, имеющий корпус, выдолбленный из цельной плахи и напоминающий плоскодонную лодку с выступающей нижней частью. Корпус покрыт еловой декой. На корпусе инструмента вырезан крест — резонаторное отверстие. Верхняя часть раздвоена и соединяется перемычкой. Три, а чаще пять струн изготовлены из сухожилий либо оленьих кишок, проволоки. Струны крепятся одним концом на остом краю нарс-юха, а другим концом крепятся на деревянной перекладине внизу инструмента. Натягивают струны с помощью деревянных «барашков» — маленьких деревянных палочек или птичьих костей. В изделиях современных мастеров раздвоение корпуса отсутствует, колки крепятся непосредственно к корпусу, могут использоваться даже металлические струны. Нарс-юх сугубо мужской инструмент, раньше женщины к нему не прикасались (но в последнее время на нарс-юхе стали играть и женщины). Под этот инструмент исполняются мужские героические песни о подвигах легендарных богатырей, эпические былины- тарнын-ары. Под звуки этого инструмента исполняются танцы на медвежьем празднике, при сольном пении. Им пользовались также шаманы при камланиях как альтернативу бубну и певцы-музыканты- лекари арэхта-ку. Звук нарс-юха завораживает своей мелодичностью как человека, так и животного и птицу, поэтому нарс- юх называли Голосом поющего бога (Тур-сай-Торум), а в поэтической речи он назывался «богом любимое пятиструнное дерево со струнами». В одном из мансийских сказаний бог войны Хонт-Торум попадает в плен. С помощью санквылтапа (так у манси называется нарс-юх) он усыпляет стражей и убегает, попросив мышь поиграть за него. Проснувшиеся враги обнаруживают вместо пленника мышь, играющую на санквылтапе. Мотив усыпления с помощью струнного музыкального инструмента имеет широкие параллели в различных мифологических традициях мира. Известно, что этот инструмент шаманы никогда не продавали, считая, что продав инструмент продаёшь свою душу. Издавна к этому инструменту существовало почтительное отношение. Например, перед тем, как перенести его в другое место, его покрывают платком и выносят из дома «головой» вперёд. При игре нарс-юх кладут горизонтально на колени, повернув его набок, руки музыканта слегка упираются о край инструмента. Играют на нём двумя руками: одной защипывают струны, другой — приглушают. Иногда в ведении мелодии участвуют обе руки.

Бубен — ударный музыкальный инструмент в виде обода, обтянутого кожей с металлическими подвесками. Подобные музыкальные инструменты распространены почти у всех народов. Отличительной особенностью бубна у народов Сибири и Дальнего Востока является его чисто сакральное предназначение. Бубен — непременный атрибут любого шамана. С помощью звуков бубна шаман связывался с миром духов. Инструмент использовался в конкретных обрядовых целях: изгоняли злых духов и болезни, призывали добрых духов и т.д. Бубен предназначался не только как музыкальный инструмент для создания ритмического аккомпанемента во время камлания, но имел символическое значение средства передвижения. Бубен мыслился оленем или лодкой, в которой шаман отправляется в путешествие. В него же, как в некое вместилище, шаман «собирал» своих помощников- духов. Женщинам запрещалось прикасаться к этому священному инструменту. Хантыйские и мансийские бубны изготавливаются из выделанной и выдержанной кожи молодого оленя. Рукоять бубна, как правило, Y -образная, иногда крестообразная. Колотушку к бубну длиной около 40 см. выстругивают из дерева, край колотушки, соприкасающийся при ударах с бубном, иногда обматывается куском оленьей шкуры. Для звукового эффекта на оборотной стороне бубна подвязываются различные мелкие металлические предметы.

Журавль — национальный струнный щипковый музыкальный инструмент в виде плавной треугольной рамы, внутри которой натянуты струны различной длины и настройки. Инструмент состоит из резонансного корпуса с декой, верхней дуги, струн. Передняя часть корпуса загибается вверх и переходит в шейку. На конце шейки обычно вырезают птичью голову, таким образом, общий вид инструмента напоминает птицу. Струны натягиваются между нижней и боковой частями инструмента. Согласно сведениям этнографической литературы, между колками и декой натягивалось от 5 до 13 струн. Гибкая верхняя дуга служила в качестве вибратора, к дуге привязывалась петля. Большой палец продевался в петлю и создавал вибрацию звука во время боя по струне. Данный музыкальный инструмент известен почти всем локальным группам ханты и манси. Традиционный музыкальный инструмент хантов. Наиболее распространенные его названия – тор-сапль-юх («журавлиная шея деревянная») или – хотол («лебедь»). Он был приобретен известным финским этнографом, основателем национальной этнографической школы Финляндии Ууно Таави Сирелиусом (1871-1929) во время его экспедиции к угорским народам Западной Сибири в 1899-1900 гг. — хантам и манси. Возвращаясь из Сибири в Гельсингфорс (Хельсинки) через Санкт-Петербург в начале 1901 г. Сирелиус передал в МАЭ из собранной им коллекции по материальной и духовной культуре этих народов, общее количество которой насчитывало около 400 предметов. 64 экспоната, среди них и данный музыкальный инструмент. Тор-сапль-юх относится к щипковым инструментам типа арфа, широко распространенного с древнейших времен среди многих народов Старого Света. Он состоит из резонансного корпуса-ящика, напоминающего по форме лодку, и высокого изогнутого грифа, завершающегося изображением головы коня, которые вырезаны из цельного куска кедра. Полый корпус инструмента сверху закрывает дека, которая имеет резонансные прорези и в середине специальную тонкую рейку с отверстиями для крепления нижних концов латунных струн. Верхние концы струн при помощи колков закрепляются на верхней части грифа. Струны арфы, как мы видим, имеют четкую возрастающую длину, идущую снизу вверх, которая обеспечивает каждой струне свою тональность, что позволяет при игре извлекать гармонично сочетающиеся звуки различной высоты. Аналогичные музыкальные инструменты существовали у манси и селькупов, ближайших соседей угров, но принадлежащих к самодийской языковой группе. Играли на этих арфах только мужчины, исполняя традиционные героические или торжественные песни. Играли двумя руками: левой перебирали струны, воспроизводя мелодию, а правой, защипывая нижнюю струну, создавали ритм.

На инструментах этого типа гриф чаще всего завершался изображением головы птицы, о чем свидетельствуют его названия. Однако на данной арфе изображена голова коня, что встречается крайне редко. В этом отношении музыкальный инструмент представляет собой экземпляр уникальный. Присутствующий на грифе образ коня подтверждает достаточно тесные и древние связи угров Сибири с кочевыми народами Великой Евразийской степи, в культуре которых он играл важную роль. Можно предположить, что более архаичным образом в оформлении угорских арф являлся образ птицы, о чем свидетельствует его название «журавль», «лебедь», даже в том случае, когда гриф венчает голова коня. Однако нет ничего удивительного, что на определенном историческом этапе рядом с ним в их культуре появился образ коня, т.к. оба этих представителя фауны Евразии в мифопоэтическом осмыслении Вселенной древними народами олицетворяли ее небесную, солнечную сферу. Настоящий экземпляр хантыйского музыкального инструмента относится к простейшему типу арфы, истоки которого восходят, как достаточно убедительно доказывают специалисты, – к охотничьему луку. Действительно, вполне убедительно звучит теория, что на изобретение первого щипкового инструмента человека натолкнул звук вибрирующей тетивы лука после пуска стрелы. Каждый, кто хоть однажды стрелял из него и слышал этот упоительный звук звенящей тетивы, примет выдвинутую теорию безоговорочно. Существующее многообразие названий данного инструмента создает определенные сложности. В литературных источниках инструмент называют по разному: «разновидность арфы», «мансийская угловая арфа», «югорская арфа»; в просторечье по-русски инструмент называют «гусь», «журавль», «лебедь». Восточные ханты называют инструмент «тороп юх» — дословный перевод: журавль, дерево; северо-западные ханты — тарэгсапль; северные сосьвинские манси — «тарыгсып йив»; северные сыгвинские манси называют инструмент «тарыг сыплув ийв» — (транскрипция — тары сиплув йив, дословный перевод: журавля шея деревянная) и т.д. В различных наречиях ханты и манси во всех названиях данного инструмента, состоящих из одного, двух или трёх слов, обязательно присутствует слово «журавль», поэтому в целях унификации для удобства практического обучения игре на данном инструменте, произвольно назвали его — Журавль. Дерево (как правило, ель) для изготовления журавля должно быть выдержанным, а не просто высушенным. У выдержанного дерева капилляры засмаливаются и не пропускают влагу. На старинных инструментах выстругивались деревянные колки и натягивались жильные струны, которые обладали хорошим тембром, но служили очень недолго. В настоящее время обычно пользуются гитарными колками и металлическими струнами. Этот уникальный инструмент в инструментарии других народов Сибири отсутствовал. Ближайший аналог Югорской арфе — археологический экземпляр инструмента, найденный в Пазарыкском кургане и датируемый V-VI вв. до нашей эры. Игра на журавле сопровождала исполнение песен медвежьего праздника и эпических произведений, повествующих об историческом прошлом народа. При игре кладут инструмент на колени или же на правую ногу в вертикальном положении. Одной рукой играют мелодию, другой защипывают бурдонную струну. Этот прекрасный грациозный инструмент использовался как сольный или аккомпанирующий. В настоящее время используется в сольной и в ансамблевой игре.

Тумран — хантыйский губной язычковый инструмент из кости. Тумран состоит из тонкой (примерно 1,5 мм) костяной пластинки, длиной 13-14 см и шириной около 1,5 см, в которой сделана прорезь, образующая язычок. С правой стороны тумрана привязана веревочка. В научной литературе тумран чаще всего называют «варган». Инструмент действительно напоминает варган, но принципиальное отличие от щипковых варганов в том, что звук извлекается дыханием и движением резонирующего язычка с помощью веревочки. Играющий на тумране дергает за веревочку, привязанную к правому краю инструмента — язычок колеблется и одновременно с помощью дыхания извлекается звук. На тумране играть достаточно сложно. Чтобы извлечь мелодию, необходимо уметь создавать правильное колебание язычка и владеть особой техникой дыхания. Тумран — хантыйский инструмент. В отличие от санквылтапа (нарсъюха) или бубна, входящих в музыкальную культуру всех региональных местностей проживания ханты и манси, тумран был распространен в основном у восточных и приобских ханты. Игра на тумране встречается у ванзетурских манси, одежда, обряды и музыка которых особенно близки к хантыйской культуре. В отличие от игры на санквылтапе, нарсъюхе и бубне, которая выполняла прежде всего обрядовую функцию, основная сфера применения тумрана — необрядовое музицирование. Как правило, на тумране играли женщины. Известная исполнительница наигрышей на данном инструменте Ирина Ивановна Тасманова, по языку и культуре относящаяся к ванзетурским манси, сама изготавливала для себя тумраны. Ранее тумран изготавливали из расщепленной кости задней ноги или лопатки оленя. Когда не стало оленей у приобских ханты, стали изготавливать из коровьего ребра.

Кугель-юх — струнный старинный смычковый музыкальный инструмент с деревянным корпусом с выемкой, наподобие скрипки. Обычно имеет 2 или 3 струны, сделанных из сухожильных нитей либо конского волоса, который натягивали и на смычках.Играли на этом инструменте сидя, держа его перед собой, и водя смычком по струнам. Звук инструмента весьма мелодичный, но недостаточно громкий. На кугель-юхе играли как женщины, так и мужчины. Применялся на праздничных церемониях, в основном, на медвежьем празднике или на небольших торжествах. Распространён, в основном, у народов ханты.

Нерыпь (нэрнэ-ив) — мансийская скрипка овальной или грушевидной формы, выдолбленная из цельного куска дерева. Нерыпь более сложный в отличие от шумовых и ударных инструментов, что говорит о высоком культурном уровне развития северных народов. У нерьпи всего лишь одна, редко две струны, сделанные из конского волоса или из сухожилий лося. Инструмент по звучанию напоминает плач, она передаёт все оттенки человеческого голоса. Играют на нерыпи смычком в форме лука (канифоль- сосновая смола — для смычка находится рядом — на задней стороне корпуса скрипки. При игре нерыпь держат вертикально на правом или левом колене и водят смычком по струнам. Иногда раскачивая инструмент навстречу смычку. Нерыпь обычно применяется на праздничных церемониях, а также для камерного исполнения. НИН-ЮХ (нинг-юх) Нин-юх (нинг-юх) – мужской струнный смычковый музыкальный инструмент, разновидность нерыпи только меньшего размера. Распространён у народов ханты и манси. Нин-юх (нинг-юх) имеет деревянный овальный корпус с двумя или тремя струнами, сделанными из сухожилий оленя (лося) или конского волоса. По внешнему виду и звучанию струн напоминает обычную скрипку, поэтому играют на нём также как и на скрипке с помощью смычка, отличающегося по форме от смычка, которым играют на нерыпи. Считается камерным музыкальным инструментом, на котором играли в небольшом обществе по вечерам, поэтому широко применяется на домашних праздниках.

Погремушка — музыкальный мансийский шумовой инструмент. Это звуковая игрушка, сделанная из материала животного происхождения, в частности, из зоба глухаря. Изготавливают погремушку вручную так. Пузырь промывают водой, засыпают золой (песком), которую в нём перетирают, тем самым удаляя остатки животных тканей. После такой обработки стенки пузыря утоньшаются, и его вновь промывают водой. Насыпав предметы, создающие шумовой эффект, пузырь надувают воздухом, завязывают отверстия и высушивают. При встряхивании пузырь тарахтит и грохочет. Погремушка находит применение в детской игре.

Музыкальные инструменты народов Югры Reviewed by Музыкальные инструменты народов Югры on . Народное искусство ханты и манси, их обряды и праздники неразрывно связаны с музыкальной культурой этих народов. Его невозможно сохранить, утеряв искусство игры Народное искусство ханты и манси, их обряды и праздники неразрывно связаны с музыкальной культурой этих народов. Его невозможно сохранить, утеряв искусство игры Rating: 0
scroll to top