time Предложить новость

Cвязь с редакцией mail

Главная » Интервью » Георгий Фомиряков: «Забывая прошлое, мы духовно беднеем»

Георгий Фомиряков: «Забывая прошлое, мы духовно беднеем»

Август 28, 2018 9:43 Увеличить шрифт / Уменьшить шрифт Распечатать статью 347  

 

Георгий Фомиряков — [удожник-этнофутурист член Союза художников России, лауреат первой премии молодых художников Союза художников Чувашии, директор «Центра национальной культуры».

Художник Солнца

Его мир – это огромное солнце, из которого рождаются прекрасные коровы, волшебные коты и мощная, созидающая энергия любви. Его пространство наполнено живительным светом, яркими красками и бесконечной радостью, которая заполняет сердце каждого, кто прикасается к этому чуду – творчеству удивительного художника Георгия Фомирякова, заслуженного художника Чувашской Республики, лауреата премии им.Михаила Сеспеля, члена Международной академии ЮНЕСКО «Новая эра». Георгий Геннадьевич всю свою жизнь остается преданным своей малой родине – деревне Чиганары и с удовольствием называет себя абсолютно деревенским человеком. Ему не надо ездить по миру, чтобы рассказывать о себе и своем творчестве: весь необъятный мир в лице многочисленных гостей со всех континентов с радостью и любопытством собирается в уникальной точке земли – этнокультурном пространстве, бережно созданном удивительным чувашским художником. Одним словом, приглашаю всех вас, дорогие наши читатели, в Центр мира – деревню Чиганары! Именно здесь состоялся наш необыкновенный разговор с Георгием Геннадьевичем. Мы расположились в одном из залов его картинной галереи, залитой солнечным светом. Волшебно пахло свежим деревом, травами, на коленях мурчала ласковая кошка, а мы уносились в какие-то заоблачные миры и снова бережно спускались на священную землю предков…

 — Георгий Геннадьевич, скажите, пожалуйста, что лежит в основе пространства, которое Вы с такой любовью, так бережно здесь создаете?

— Мое творчество основано на гармонии. Прежде всего на гармонии с самим собой. Затем – на гармонии с обществом, гармонии с правилами, законами, традициями. То есть, мое искусство не задевает таких чувств, которые могли бы нарушить эту гармонию. Наоборот, я хочу обогащать традиции. Я убежден: забывая прошлое, мы духовно беднеем. Наследие предков – это те сундуки, которые таят несметные сокровища и могут нас духовно и материально обогащать. Я занимаюсь «вытаскиванием» из сундуков этих сокровищ и языком искусства передаю их другим. Каждая эпоха, каждое время создают свой язык – язык понимания, восприятия. И я, как человек этой эпохи, должен переложить язык древних на современный язык.

— Как художник-этнофутурист Вы соприкасаетесь с миром прошлого и, судя по Вашим работам, Вам удается договариваться с будущим. Как Вы чувствуете грань, за которую Вам не стоит заходить в общении с другими мирами?

— Возможность вхождения в сферу тонких энергий не каждому дается. Но именно художникам предоставляются такие двери, которые только мы можем открыть. Существуют нижний и верхний миры. Я стараюсь быть посередине. По чувашским мифологиям, эта грань, отделяющая нижний мир от верхнего, – очень тонкая. Я буквально пользуюсь заветами предков, чтобы не свалиться вниз и не улететь наверх. И эту грань я должен чувствовать на полудыхании, чтобы оставаться земным и духовным человеком и в то же время понимать оба мира.

— Чем Вы руководствуетесь – только своим внутренним знанием, интуицией? Или на Вашем пути расставлены определенные знаки, подсказки?

— Представьте нашу жизнь, как темную дорогу, освещенную фонарями, звездами – нашим стремлением к знаниям. Наука – это фиолетовый огонек, биология – зеленый… Мы устремляемся к разноцветным огонькам, рассыпанным во тьме, и тем самым прокладываем свою, освещенную дивным светом дорогу. Свой путь.

Мое детство подарило мне особенные знаки: яркие краски в домотканых коврах и вышивках, цветы и травы на деревенских лугах и были для меня теми солнцами, к которым я шел, и мой мир все больше расширялся. Получая знания из книг, исследуя науку и искусства, я создавал свой мир. Чем дольше я его создаю, тем легче в нем ориентироваться, но и задач становится больше!

Искусство не дается просто. Необходимо преодолевать боль, страдания, самого себя. Преодоление дается очень трудно, но когда граница пройдена, появляются новые силы, энергия. Со мной такое было, когда я делал серию картин по творчеству Михаила Сеспеля: он буквально водил моей рукой с кистью по холсту, такой сильной была моя связь с поэтом. Удивительно, но мне хватило двух месяцев, чтобы написать около 30 новых картин. Хотя, могли уйти годы… Это невероятно, когда ты видишь, как тебе начинают помогать – реально, очевидно. Возникают какие-то странные совпадения, неожиданные события, знаки. Ты только успеваешь подбирать и удивляешься: как же так удивительно разложили!

— Вам — как никакое другое — очень подходит определение: Художник Солнца…

— Свет Солнца присутствует практически во всех моих картинах. Долгое время я придерживался правила – не использовать черную краску. После того, как я занялся исследованием рунического письма, черный цвет стал иногда появляться на моих полотнах. И все-таки мои цвета – это все цвета радуги. Я как деревенский человек ориентируюсь на эмоции, чувства, ощущения.. Мои первые детские воспоминания – Солнце, красивые ткани, бабушкины гобелены, сочные помидоры, сквозь которые просвечивает солнце. Это был так ярко! И потому мне не нужно было искать вдохновение в творчестве других художников. Примером для меня было Солнце. Мое свободное деревенское пространство. С 6 лет в деревне я ходил пасти коров, которых очень любил. Настолько сильно, что мне казалось, что мы абсолютно понимаем и чувствуем друг друга. Коровы для меня – символ жизни. Об этом моя картина «Солнце, рождающее жизнь», где из солнечного света возникают коровы. В своем творчестве я стараюсь избегать сюжетов, где есть смерть, разрушение.

— Здесь Ваши корни, соки, которые Вас питают, наполняют творческой энергией. И очевидно, что Чиганары для Вас – это центр мира. Но ощущаете ли вы себя человеком мира?

— В обществе сложился стереотип, что человек мира только тот, кто много путешествует. На мой взгляд, человеком мира может быть любой, даже не выезжая из деревни. Мы все – человеки мира! Важно только, чтобы о тебе узнали во всем мире. Я стараюсь стать человеком мира, для этого я строю свой мир. Как этнофутурист я очень серьезно подхожу к исследованию и изучению опыта других культур, художников, философий, религий… Европейские художники явились для меня примером поиска новых направлений в искусстве. Например, творчество Пикассо опирается на африканское искусство, экспрессионизм Ван Гога уходит корнями в Японию, Гоген был увлечен Таити. Мои любимые художники черпали вдохновение на востоке, но при этом, конечно, опирались на европейское искусство, науку. Я убежден, художник должен расти и создавать что-то новое в искусстве, изобретать новый язык.

— Солнце, коровы – сакральные символы Вашего творчества. Что еще является для Вас столь же сокровенным и важным?

— Безусловно, это дети, мои предки, весь мой род, родная земля. Я свято верю в культ духа предков. С восхищением вспоминаю своего двоюродного деда, те счастливые моменты, когда сидел на его коленях. Помню, как трепетно слушал его рассказы. Меня вдохновляли мои трудолюбивые бабушки – Христина и Катерина. Их уже нет на этой земле, а я до сих пор чувствую их поддержку.

— А вы уже примерили на себя этот образ – деда с внуками на коленях? Готовы ли Вы делиться своими опытом, мудростью, знаниями?

— Да, я вхожу в тот период, когда уже начинаю понимать дедов. У меня даже есть портрет меня самого в 100 лет, где я с длинной бородой… Нельзя работать и ничего не передать своим детям и внукам. Это означает ничего не сделать вообще! Моя задача – быть проводником. Без знания, силы предков наши дети будут слабыми, не смогут развиваться, двигаться вперед. Для меня развитие – это создание в себе Древа. У каждого свое Древо – научное, культурное, социальное… На моих картинах много Деревьев: есть Древо жизни, Древо знаний, Древо живописи.

— Скажите, насколько Ваше творчество «нуждается» в музыке, звучащем слове?

— Я пишу картины в абсолютной тишине. Я пробовал во время работы включать музыку, но быстро понял, что музыка уводит меня из моего мира. Моя музыка звучит где-то во мне. Я сам должен рождать свою музыку. Тишина, темнота открывают новый свет. Я не традиционный живописец, который пишет с натуры пейзажи или портреты. Я ориентируюсь на свой внутренний мир, заполняю его своими эмоциями, впечатлениями от общения с природой, людьми, книгами, а затем передаю свои впечатления на картинах.

Художник – это человек, идущий впереди. А все остальные ориентируется на него. И потому на художниках лежит очень большая ответственность. Мы создаем новое пространство, новые знания. Задача художника – дарить радость, гармонию.

— Насколько подготовлен должен быть Ваш зритель?

— Художник не всегда сразу может быть понят современниками. Когда после рун появились новые алфавиты, мало кто умел их читать. Требовалось обучение. Так и в искусстве. Новые формы в искусстве понимаются другими постепенно. Это новый язык, его необходимо изучить. Когда люди ходят на выставки, знакомятся с творчеством художников, они овладевают новым алфавитом, начинают читать и получают удовольствие и наслаждение от нового языка. Новый язык открывает новые радости, новые знания и чувства. Мой зритель – это тот, кто стремится развить и познать себя, стремится к новому, к тому, чтобы, пользуясь новыми языками, больше почерпнуть для своего саморазвития.

Этнофутуризм – новое искусство, это объединение, гармония разных направлений в искусстве. Этнофутуризм только начинает развиваться, но за ним – я убежден – будущее! Посмотрите, что происходит в мире! Все народы объединяются в единое духовное пространство: интернет, телевидение, наука, техника диктуют свои условия, заставляют двигаться вперед. В условиях тотальной глобализации есть риск потерять самоидентичность, утратить связь с прошлым. Я думаю, художники-этнофутуристы – это то звено, которое связывает мир с прошлым и устремлено в будущее.

— У Вас есть определенные правила бытия, которым Вы неукоснительно следуете?

— Как человек гармоничный, я стараюсь жить законами природы. На физическом уровне стараюсь есть зеленую пищу – зелень, траву, ягоды. По законам предков я не отказался от мяса. Мои предки ели мясо только осенью и были сильны и здоровы. Посезонная еда – это грамотный подход к здоровью. Кроме того, стараюсь развивать свое тело – для этого активно занимаюсь спортом. На духовном уровне стремлюсь развивать свой интеллект. Впитываю в себя все новое. До 36-39 лет я много читал, перечитал тысячи книг. Сейчас для меня принципиально не читать, а писать. Время накапливать завершилось, настало время отдавать. Я пишу не только картины, но и тексты в виде стихов – такое интуитивное, автоматическое письмо. В общении с миром стараюсь избегать слов «нет», «тревога», «зло». Мне легче находится за пределами этих понятий. Я стараюсь представить, что не тревога – а радость, не разрушение – а гармония. Мне кажется, что я лично изменю этот мир только тем, что не буду входить в отрицательный мир, давать ему негативную оценку. Я представляю, что этот мир гармоничен, и это, возможно, действует. Когда человек начинает воевать, создается противодействие, которое порождает еще большее противодействие.

— Как Вам кажется, может художник активно влиять на внешний мир, развитие общества, его сознание?

— Больше чем кто-либо художник близок к Создателю. Мы можем творить новые миры. Мое желание создать вокруг себя гармоничный мир осуществимо тогда, когда я сам пребываю в гармонии. Я создаю гармоничный мир, где нет отрицания, черно-белых красок. Моя гармония создает новый мир вместе с вами, вместе с моими детьми, со всем, что меня окружает. Важно уметь глядеть на этот мир и видеть в нем хорошее. Наше внутреннее зрение может «замутнеть» от избытка тяжелой пищи, «грязной» информации. Художники, писатели, музыканты должны стремиться держать этот мир в гармонии, создавать больше красивого.

— Георгий Геннадьевич! Я очень Вам благодарна за возможность прикоснуться к уникальному миру Вашего творчества – в нем очень красиво, уютно, интересно и, правда, очень спокойно и тепло. Спасибо Вам!

— А я очень рад Вашему журналу – его создатели, как и мы, художники, устремлены к сотворению гармоничного мира. Вы пишете о людях, которые живут в Чебоксарах, Чувашии, а это так радостно – узнавать о достижениях, успехах других людей, твоих соотечественников. В «Life&love» живительным ключом бьет энергия жизни, любви!

— У творческих людей не принято спрашивать о планах на будущее…

— Верно! Я живу так, как растет дерево – интуитивно. И стараюсь оставить свой след. Не наследить – а оставить след, чтобы по нему шли другие.


Георгий Фомиряков: «Забывая прошлое, мы духовно беднеем» Reviewed by Георгий Фомиряков: «Забывая прошлое, мы духовно беднеем» on .   Георгий Фомиряков - [удожник-этнофутурист член Союза художников России, лауреат первой премии молодых художников Союза художников Чувашии, директор "Цент   Георгий Фомиряков - [удожник-этнофутурист член Союза художников России, лауреат первой премии молодых художников Союза художников Чувашии, директор "Цент Rating: 0
scroll to top