time Предложить новость

общероссийское издание

Cвязь с редакцией mail

«Древо жизни»

Июль 31, 2015 8:15 Увеличить шрифт / Уменьшить шрифт Распечатать статью 701  

tanec

На берегу реки Оять в Подпорожском районе на северовостоке Ленинградской области в густых северных лесах есть небольшое село с необычным для русского человека названием – Винницы. Село Винницы – административный центр Подпорожского района Винницкого сельского поселения Ленинградской области. И хотя многим из нас название этого села ни о чем не говорит, однако сюда каждый год стекается много гостей на вепсский праздник «Дерево жизни» – уникальный по своей природе.

История праздника «Дерево жизни» начинается с далекого 1987 года, когда он был проведен впервые. Для этого в селе специально были возведены четыре концертные площадки, на которых одновременно проводились выступления. Однако весельем дело не ограничилось, после открытия праздника, на следующий день, была проведена научная конференция на острове в Озерах, на которой обсуждали проблемы сохранения вепсского языка и культуры. На конференции присутствовали в том числе и иностранные гости, прибывшие в Винницы из Эстонии, а также гости из Вологды, Перми и Мурманска. Писатель Глеб Горышин, который является лауреатом премии И.А. Бунина и автором произведений «Снега в октябре» и «Водопад», стал почетным гостем праздника.

Традиционно праздник проводится в июне. Тема праздника «Играй, гармонь, на вепсской стороне!», а значит, что задорные наигрыши на гармони будут раздаваться с утра до самого позднего вечера и радовать своим звучанием зрителей.

Каждый вепсский праздник индивидуален, наполнен яркими событиями, новыми участниками – и этот год не исключение. Женщины деревни с удовольствием вяжут детские носочки и рукавички, шьют куколок, плетут кузовки из бересты – все это можно будет купить у нас на подворье!

Готовятся к празднику и мужчины. Они мастерят солонки и разделочные доски, ловят рыбу для наваристой ухи.

Ароматная румяная выпечка Озерских хозяюшек всегда в почете: калитки, пирги, колоба, олудь! На подворье будут звучать веселые частушки, а желающие смогут поучиться изготовлению кузовков из бересты, поучаствовать в мастер-классе по бисероплетению. Для оформления подворья деревни Озера выбрали направление «Вепсская изба». На подворье будут представлены музейные экспонаты вепсского быта, полотенца, вышитые вепсскими мастерицами, половики. Как всегда, праздник соберёт много гостей, но главными гостями в этом году станет Фольклорный театр «Северное сияние» российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. В составе этого коллектива представители коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России: чукчи, эскимосы, коряки, ительмены, ханты, манси, саамы, якуты и др. Также на празднике можно увидеть выступление фольклорных коллективов Ленинградской области, Республики Карелия. Будут работать выставки декоративно-прикладного творчества мастеров Подпорожского района. Все желающие смогут отведать блюда вепской кухни: калитки, пироги, национальный напиток «олудь», принять участие в различных конкурсах и забавах. Одним из игровых моментов праздника станет аукцион изделий местных мастеров.

Гостей ждёт катание на лодках по реке Оять, конные прогулки верхом и в бричке, а на живописнейшем берегу реки всех желающих подкрепиться ухой из форели или стейком из лосося ждет уютное кафе под открытым небом. Здесь же, на берегу, для заядлых рыболов будет организована ловля рыбы в садках.

Многим зрителям, кто приезжает на праздник уже не первый год, успел полюбиться Конкурс половиков «Pei kut ц, a ušte kuti pьhkim» («День как ночь, а дорожка как скатерть»). В этом году победителей выявят по следующим номинациям: «Сказочный миф финно-угорских народов», «Самый нетрадиционный материал»,
«Дорожка с вепсским орнаментом».

На празднике пройдет Конкурс подворий «Kel kьlд paremb» («Чья деревня краше»), где будет выбираться самое богатое, самое весёлое и самое красивое подворье. И вновь порадует глаз конкурс сувенирной продукции, где будет оцениваться разнообразие, её оригинальность, а также будет выбран самый интересный сувенир – символ птицы счастья финно-угорского народа.

В этом году вепсский праздник «Древо жизни» порадует гостей еще одним событием, значимым для любого представителя этого малочисленного коренного народа. Валентина Васильевна Лебедева, хорошо известная во всем Винницком сельском поселении и далеко за его пределами, выпустила книгу «Удивительный народ». В этой книге собран фольклор, рассказы, истории из жизни родного края. Данная книга будет представлена на празднике! Выражаем огромную благодарность Валентине Васильевне за труд, за любовь к родному краю! Желаем дальнейших творческих успехов!

ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА ВИННИЦЫ

Очень богатой и древней историей славится село Винницы. Так, впервые о селе, как о погосте у Вьюнице, упоминается в приписке к Уставу Святослава Олеговича от 1137 года. Позже в промежутке между 15 и 16 веками название в писцовых книгах меняется на «Веницкий погост», и в начале двадцатого века Винницы становятся волостным центром. С давних пор это самобытное место считали столицей Вепсарии, и именно с
тех мест расселился вепсский на-род, а его странное название, как считают, произошло от вепсского слова «веняник», что в переводе означает «русский». Считают, что вепсы на Русь пришли из Прибалтики и были финно-угорским народом, который жил на территории Ленинградской, Вологодской областей, а также территории современной Карелии. Так как они не обладали письменностью, то в основном занимались обработкой земли, гончарным и кузнечными делами, а некоторые делали ювелирные изделия.

Почти полное исчезновение вепсов, как считается, произошло по причине постоянного притеснения со стороны правительства: их заставили отказаться от своего имени, своих корней и языка. Такие изменения привели к тому, что многие из вепсов, не став частью других народов, просто потеряли себя. Этот, ранее многочисленный народ стал постепенно вымирать, и на сегодняшний день численность вепсов едва достигает 8000 человек, среди которых можно отметить южных, средних и северных вепсов. Северные вепсы проживают на юго-западе побережья Онежского озера. Средние вепсы расположились в районе истоков рек Паша, Капша и в среднем и верхнем течении реки Оять. И наконец, южные вепсы – на склонах Вепсовской возвышенности.

По сравнению с прошлым, в наше время отношение к вепсам коренным образом изменилось. Теперь народность пытаются сохранить. Вепсы получили возможность говорить на родном языке, возрождать свои обычаи и традиции. Также в связи с этим теперь здесь проводят один из самых красивых и оригинальных праздников вепсов, который стал интересным для многих людей, приезжающих на этот праздник со всех концов России, даже из ближнего зарубежья.

УНИКАЛЬНЫЙ ЛЕС – ВЕПССКИЙ ПРИРОДНЫЙ ПАРК

На краю Ленинградской области есть нетронутый уголок природы, который является государственной собственностью и особо охраняемой территорией. Это Вепсский природный парк – экологически чистый заповедник, который расположен далеко от человеческой цивилизации, от больших магистралей и высоких технологий. В нем удивляют своим первозданным видом многочисленные чистые озера и реки, в которых водится разнообразная рыба, родники с кристально чистой и как будто хрустальной водой, не тронутые человеком таежные леса с редкими животными и разнообразной растительностью. Только там, где проходит водораздел двух бассейнов морей – Балтийского и Каспийского, существуют неповторимые природные системы и комплексы, которые сохранились в своем первозданном виде. Вепсский лес – это своеобразный музей под открытым небом. Этот природный парк приютил на своей территории вепсов, которые являются малой народностью России со своей самобытной культурой, обычаями и языком.

НЕМНОГО О  ВЕПСАХ

Вепсы – это фино-угорский народ, название которого в переводе с вепсского означает – «чудь». Они поселились в Республике Карелия, в двух областях – Вологодской и Ленинградской, а с апреля 2006 года вепсы входят в состав коренных народов Севера, Сибири, а также Дальнего Востока. Вепсы включают в себя три этнографические группы. Прионежские вепсы, которых еще называют северными живут на юго-западе Онежского озера, рядом с границей Карелии и Ленинградской области. С северо-востока Ленинградской области и северо-запада Вологодской области, там, где начинаются реки Капша и Паша живут средние вепсы
или как их там называют, оятские.

ВЕПССКАЯ КАДРИЛЬ, КАК ЭТО БЫЛО!

Праздник «Вепсской кадрили» проходил перед Домом Культуры прямо на главной площади села, откуда просматривается выход на реку Оять. Организаторы предусмотрели в программе мероприятий много веселья. На празднике были выступления не только местных коллективов самодеятельности. Также выступали коллективы из Белоруссии и Карелии и проводились различные конкурсы с играми и лотереи. Тут же под открытым небом было организовано летнее кафе, в котором любой участник или зритель «кадрили» мог отведать блюда традиционной вепсской кухни – сканцев, румяных калиток, ухи, колоб или пирогов, а также попробовать национальный напиток – олудь. Все желающие поклонники «тихой охоты» могли тут же порыбачить, ну а если им не повезло, то тут же, в лавках, можно было, приобрести свежую форель. Не обошлось и без сувениров, которые на подворьях демонстрировали мастера со всего района.

Из года в год сельчане устраивают праздник «Дерево жизни» вкладывая в него все свои старания для того, чтобы впечатления о нем остались не только в воспоминаниях гостей, а также в их сердцах.

Т. Чекушова.

«Древо жизни» Reviewed by «Древо жизни» on . На берегу реки Оять в Подпорожском районе на северовостоке Ленинградской области в густых северных лесах есть небольшое село с необычным для русского человека н На берегу реки Оять в Подпорожском районе на северовостоке Ленинградской области в густых северных лесах есть небольшое село с необычным для русского человека н Rating: 0
scroll to top