time Предложить новость

общероссийское издание

Cвязь с редакцией mail

Главная » Юбилеи и даты » Человек – эпоха. Андрею Эшпаю — 90 лет!

Человек – эпоха. Андрею Эшпаю — 90 лет!

«Тот не умер, кто не позабыт» - А. Я. Эшпай

Июль 31, 2015 8:40 Увеличить шрифт / Уменьшить шрифт Распечатать статью 590  
Эшпай Андрей Яковлевич

Эшпай Андрей Яковлевич

Композитору, народному артисту СССР, фронтовику, встретившему Победу в Берлине, Андрею Эшпаю 15 мая исполнилось 90 лет. Всю жизнь он следует принципу — никогда не сдаваться. Музыкой он занимается с детства и не просто занимается, а живёт.

Родился Андрей Эшпай на Волге, в старинном городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл 15 мая 1925 года, в семье видного марийского композитора, фольклориста и ученого Якова Эшпая.

Андрея Эшпая знает весь мир. Искреннюю благодарность выражала Эшпаю – симфонисту публика всех континентов: в странах Японии и Индии, почти во всех государствах Европы, в Канаде и США. Андрей Яковлевич достиг признания и славы, имеет все возможные высокие награды, но, несмотря на это остается открытым, простым в общении. Он относится к категории тех людей, которых не портит ни успех, ни слава. Первым его педагогом по музыке является известная пианистка Валерия Листова, которая знала Андрея с четырех лет. Както она написала ему в письме: «Люди любят тебя не только за такое творческое слово, но преклоняются перед твоей душевной чистотой и обаянием личности»

На формирование творческой личности Андрея Эшпая выдающегося композитора современности, ярчайшего представителя российской музыкальной культуры, основное влияние, несомненно, оказали родители. Удивительная жизнь и многогранная деятельность отца, притягательная сила просторов Волги, добрые и открытые сердца окружающих людей не могли не оказать благотворного влияния на чуткую душу подростка. Не потому ли Андрей Эшпай так часто любит возвращаться в страну своего детства? Редкую щедрость души ощутил А. Эшпай и в своем первом педагоге в музыкальной школе имени Гнесиных – в Валерии Владимировне Листовой. Их знакомство состоялось, когда Андрею было всего 4 года. Но в этом ребенке, в этом маленьком человечке она сумела разглядеть задатки настоящего, большого музыканта.

Школьные годы Андрея были окружены заботой и вниманием многих наставников. Среди них знаменитые сестры Гнесины – Елена, Ольга и Елизавета Фабиановны. В роковом 1941 году музыкальную школу имени Гнесиных по классу фортепиано В. Листовой окончили два ярких ученика – Андрей Эшпай и Станислав Нейгауз. Учебу в 10-м классе средней школы Андрей Эшпай продолжил в Мариинском Посаде, в эвакуации. Андрей рвался добровольцем на фронт, но его время тогда еще не пришло.

В январе 1943 года он поступил в Чкаловское (Оренбургское) пулеметное училище, затем окончил курсы военных переводчиков при ВИИЯКА, и с конца 1944 года Андрей Эшпай находился в действующей армии на 1-м Белорусском фронте. В составе 608-го стрелкового полка 146-й стрелковой Краснознаменной, ордена Суворова Островской дивизии 7-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии лейтенант взвода разведки А. Я. Эшпай был на передовой и участвовал в боях за освобождение Варшавы, брал Померанский вал (западнее Быдгоща), принимал участие в окружении и преследовании противника в районе Польцина и Кольберга на Балтийском море, на реке Одер и побережье Померанской бухты. Тяжелейшими были бои как на подступах к вражескому логову, так и в самом Берлине. Район Маобит, театр Комише опер, рейхстаг – места, где вел битву против отборных эсэсовских частей взвод Эшпая.

Сильное воздействие на формирование композиторского почерка А. Эшпая оказало изучение стилистики народных песен. Эта область была ему особенно близка. Он приступает к обработке песен, придавая им форму вокальных и инструментальных миниатюр. Я. А. Эшпай помогал сыну отбирать в своеобразнейших народных образцах самое интересное из записанного им в фольклорных экспедициях. В 1948 году Андрей поступил в Московскую консерваторию и снова на два факультета: композиторский (класс Н. Ракова, Н. Мясковского, Е. Голубева) и фортепианный (класс В. Софроницкого). В итоге композиторские и исполнительские достижения Эшпая были признаны отличными. Открывалась дорога в школу высшего мастерства – аспирантуру, куда он был принят в класс А. Хачатуряна (1953-1956).

Опусы А. Эшпая студенческих лет свидетельствуют о том, как быстро росло и развивалось мастерство молодого композитора. Он сочиняет Сонатину для фортепиано, пьесы для скрипки, кларнета, флейты, «Колыбельную» и «Танец» для двух роялей (1952), Пассакалию для органа (памяти Н. Мясковского, 1950). Много позже, в 1977 году, Эшпай посвятил памяти своего учителя еще одно произведение – Второй скрипичный концерт.

Любопытна история создания «Венгерских напевов». Выбрав несколько народных песен, А. Эшпай решает на их основе написать вокальный цикл и включить его в программу государственного экзамена в консерватории. Исполнитель был найден – венгр А. Варга. Он стажировался тогда в Московской консерватории.

За год до окончания консерватории, в 1952 году, Андрей Эшпай был принят в Союз композиторов СССР и стал одним из самых молодых его членов.

В 1954 году А. Эшпай обращается к новому для себя жанру в сфере симфонической музыки – он пишет Первый фортепианный концерт («Памяти Мориса Равеля»). Связь Концерта с именем великого французского композитора не ограничивается одним лишь посвящением. Эшпай строит композицию Концерта на сквозном проведении в каждой из трех частей короткой мелодии из оперы «Дитя и волшебство» Равеля. Она модифицирована, но легко узнаваема. Контрастно сочетая ее с марийским мелосом, композитор создает их органический эмоциональный сплав.

Почти через четверть века после окончания войны Эшпай написал оперетту «Нет меня счастливей» (либретто В. Константинова и Б. Рацера, 1969). В ней нашли отражение дни мужественного сопротивления нашей Родины фашизму. 30 апреля 1976 года в Большом театре состоялась премьера балета А. Эшпая «Ангара» (либретто Ю. Григоровича и В. Соколова по пьесе А. Арбузова «Иркутская история» постановщик Ю. Григорович). 1 апреля 1986 года в Большом зале консерватории Государственный симфонический оркестр СССР под управлением Е. Светланова впервые исполнил Пятую симфонию Андрея Эшпая.

Седьмая симфония для большого симфонического оркестра написана Андреем Эшпаем в 1991 году, в самом начале коренных изменений и преобразований в стране. Спала до недавнего времени непроницаемая завеса над учением Христа, стало возможным и в России свободное обращение к евангельской теме, как в Шестой «Литургической». В Седьмой симфонии нет текстового материала, она решена чисто инструментальными средствами, но от этого не стала менее значимой. Сочинение затрагивает извечный вопрос: что такое жизнь?
И своей музыкой Эшпай отвечает почти по Блезу Сандрару: «… это – мы, и Бог, и я – и Вечность это». Памяти Д. Шостаковича Эшпай посвятил Струнный квартет «Concordia discordans» (согласие несогласного). «Тот не умер, кто не позабыт». Вся интонационная сфера квартета в каждом его разделе оттеняет образ того, чьей памяти посвящено сочинение.

В 1999 году композитор закончил «Четыре стихотворения» для симфонического оркестра, хора и чтеца (стихи М. Лермонтова, М. Цветаевой, С. Есенина, Ф. Глинки), перекинув невидимый мост от старославянского языка Шестой симфонии к высокой русской поэзии. Отталкиваясь от первоосновы, автор нашел адекватную музыкальную характеристику каждому стиху, соединив их в единый живой организм.

Накануне 2000 года Андрей Эшпай осуществил замысел, на который никто из композиторов до него не отваживался, – завершил «золотую серию» Концертов для всех инструментов симфонического оркестра (кроме тубы в силу специфики ее звучания): четыре скрипичных, два фортепианных, Концерты для альта, гобоя, флейты, саксофона, виолончели, контрабаса (или фагота), кларнета, валторны, двойной Концерт для трубы и тромбона, Концерт для оркестра с солирующими трубой, фортепиано, вибрафоном и контрабасом. В неполном списке географических мест, где видели и слышали Эшпая «живьем», значатся Якутия (с Оймяконом и Мирным), Тюмень и Новосибирск, Урал и Сочи, родная Волга от Ярославля до Астрахани, Санкт-Петербург и Дон, Северный Кавказ и Заполярье, столицы всех бывших союзных республик.

Андрей Эшпай силой своего таланта сделал так, что музыка маленького народа мари вышла на европейскую, а затем и мировую арену. Андрей Яковлевич Эшпай — сын своего народа, которому дорого все. Он заинтересован в развитии его культуры, и вся его жизнь и деятельность направлены на исполнение этой великой цели. Многие его произведения, основанные на марийском музыкальном фольклоре, стали волнующими «сказами» о своем народе, о безграничной любви к нему, влюбленности в его природу, быт, обычаи.

Эшпай – музыкант-созидатель, мастер своего дела, он по праву считается классиком отечественной музыки. Концертные залы переполнены при одном лишь упоминании его имени на афише. Это потому, что он умеет
«волшебно изваять», как молнию и небо, так и мысль и душу человека на грешной земле. Он щедро дарит свет и радость людям, дает им пищу для ума и сердца. И в то же время в его музыке отчетливо проявляются черты характера самого автора – этой высокоталантливой личности. Каков Эшпай – такова и его музыка.

По натуре Андрей Яковлевич – человек энергичный, порывистый, остроумный, обаятельный (и внутренне, и внешне), невероятно работоспособный и целеустремленный. А за всем этим — глубокий ум, ранимость, душевная чистота. Он мгновенно проникает в суть сложнейшего вопроса и непременно находит верное решение, он открыт и прост в общении, всегда протянет руку помощи, окажет поддержку. Но до сих пор остается неразгаданной природа его таланта, тайна явления по имени – Эшпай.

Татьяна Чекушова.

Человек – эпоха. Андрею Эшпаю — 90 лет! Reviewed by Человек – эпоха. Андрею Эшпаю — 90 лет! on . [caption id="attachment_141" align="alignleft" width="400"] Эшпай Андрей Яковлевич[/caption] Композитору, народному артисту СССР, фронтовику, встретившему Побед [caption id="attachment_141" align="alignleft" width="400"] Эшпай Андрей Яковлевич[/caption] Композитору, народному артисту СССР, фронтовику, встретившему Побед Rating: 0
scroll to top