Солнечный осенний день – 16 сентября 1930 года – примечателен для марийского народа двумя ярчайшими событиями. В этот день рано утром родился будущий крупный учёный финно-угровед Иван Степанович Галкин и в этот же день 75 лет назад образован научный центр – Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории (МарНИИЯЛИ).
Вряд ли кто-нибудь в то осеннее утро мог предположить, что ровно через 30 лет, трудных для страны и народа мари, ярких, неповторимых 30 лет, станет директором института тот самый Ваня Галкин, что появился на свет в глухом хуторе Рошня Ронгинского (ныне Советского) района Республики Марий Эл у крестьянки-марийки Дарьи Галкиной и крестьянина-фронтовика Степана Галкина. Возможно, это – случайность, если да, то это – самая прекрасная случайность, а если нет, то это – судьба. Знала ли тогда его мама, Дарья Павловна, что её третий ребёнок, сын Ваня, в будущем прославит свой народ, сделает всё от него зависящее для сохранения и развития языка, на котором она пела сыну колыбельные, на котором она и её предки общались, слагали песни и сказки, передавали народную мудрость своим потомкам. Если не знала, то просила у Всевышнего, когда лечила своего сына от болезней, чтобы стал он уважаемым человеком, чтобы умел он ценить других, чтобы был счастлив и богат, умён и здоров.
Услышал Творец всё, о чем просила женщина- марийка для маленького Вани, но сама увидеть всё это не успела. Ушла из жизни, оставила маленького Ваню. Умерла от воспаления лёгких в страдную августовскую пору 1933 года. Осталась она для сына в воспоминаниях и в самое трудное для него время помогала с небес.
Отец будущего учёного, кавалер Георгиевского креста, был для сына примером во многом. Имел неплохое для того времени образование, прославился в своей округе как отличный плотник и печник. И своих детей обучил этому ремеслу. В тридцатые годы Степан Игнатьевич Галкин был председателем сельского совета в Шумисоле, затем — председателем колхоза в родной деревне Рошня. Но и отцу не суждено было увидеть повзрослевшего сына, не суждено было узнать, что станет его сын Ваня прославленным учёным- лингвистом. Умер от военных ран Степан Галкин в 1947 году, оставив 17-летнего сына, не окончившего ещё и среднюю школу, на попечении мачехи и старшей дочери Елены.
В 1948 году И. С. Галкин заканчивает Ронгинскую среднюю школу и по предложению Министра образования Марийской АССР едет в Ленинград для поступления на отделение финно-угроведения Ленинградского государственного университета. Он успешно сдаёт экзамены, но в университете финно-угорская группа не набирается, поэтому ему отказывают в поступлении. По совету секретаря приёмной комиссии едет в Карело- Финский университет в Петрозаводск. Опаздывает с приездом на один день. И все же по воле судьбы И. С. Галкина, не знающего финского языка, принимают в университет. Финский язык был ведущей обязательной дисциплиной, но талантливого и чрезвычайно трудолюбивого студента эти трудности не пугали. Проблемы финансового характера благодаря друзьям, сокурсникам и преподавателям тоже разрешились. Университет И. С. Галкин заканчивает в 1953 году. Блестящая защита дипломной работы даёт ему возможность поступать в аспирантуру.
Преподаватели Карело-Финского университета дают достойную характеристику своему выпускнику, что позволяет профессору Паулю Аристэ принять его к себе в Тартуский университет, в старейший вуз в стране, для продолжения учёбы и исследования финно-угорских языков. Однако Министерство образования Карелии решило оставить в республике талантливого выпускника и предложило ему должность директора школы. Для получения открепления И. С. Галкину пришлось ехать в Москву, на что Тартуский университет выделил ему десятидневную командировку. Судьба снова улыбнулась ему. И. С. Галкин сумел попасть на приём к председателю Президиума Верховного Совета СССР К. Г. Ворошилову и в личной беседе убедить, что Республика Марий Эл нуждается в молодых кадрах, что учёба в аспирантуре Тартуского университета ‒ важное государственное дело.
И. С. Галкин прошёл прекрасную аспирантскую подготовку у академика П. Аристэ, который предъявлял к своим подопечным чрезвычайно высокие требования и вместе с тем оказывал всяческую помощь. Трудолюбивый Галкин, с его живым аналитическим умом и тонким языковым чутьем, понравился профессору П. Аристэ.
В дальнейшем академик П. Аристэ находит в лице своего аспиранта И. Галкина достойного советчика по всем вопросам, касающимся волжских языков. Благодаря И. С. Галкину академик П. Аристэ навсегда влюбляется в марийцев и открывает двери Тартуского университета для поступающих в аспирантуру российских языковедов Поволжья.
После окончания аспирантуры и блестящей защиты диссертации И. С. Галкин вернулся в Марий Эл и начал работать в Марийском научно-исследовательском институте языка, литературы и истории. Что может помешать человеку достичь своей цели в науке, если он неуклонно идет к ней? Нужна лишь одержимость исследователя и работа до самозабвения. Нужно быть учёным, достойным своего российского происхождения! И парень из далёкой, затерявшейся в лесном краю марийской деревни Рошни становится одним из лучших аспирантов, а затем и достойным продолжателем академика П. Аристэ. Газета «Советская Эстония» от 18 января 1968 года под заголовком «Первая докторская» пишет: «Директор Марийского научно- исследовательского института языка, литературы и истории И. Галкин несколько лет назад защитил в Тарту кандидатскую диссертацию. Затем он опубликовал две книги и несколько десятков научных статей по вопросам марийского языка. На днях на заседании Совета общественных наук АН Эстонской ССР И. Галкин защитил докторскую диссертацию на тему «Историческая морфология марийского языка».
В 1970 году Ивану Степановичу Галкину было присвоено звание профессора. И с этого года молодой профессор совместно с профессором Леонидом Петровичем Грузовым начинает проводить идею создания в республике нового вуза – Марийского государственного университета.
В 1972 году Марийский государственный университет открывает свои двери для первых студентов. Профессор И. С. Галкин становится первым заведующим кафедрой филологии (русской, и марийской), способствует созданию научно-технической базы университета и укреплению педагогического коллектива, занимается составлением программ, научных пособий, разработкой спецкурсов и учебных дисциплин. Проработав зав. кафедрой с 1972 по 1975 годы, передаёт управление ею молодым коллегам. В это же время профессор И. С. Галкин продолжает руководить МарНИИЯЛИ.
Профессор И. С. Галкин проработал 22 года директором Марийского научно-исследовательского института. Многое сделано им за этот период: это и укрепление научно-технической базы, подготовка научных кадров и, конечно же, строительство нового здания, где сейчас находится институт. Хочется верить, что заслуги профессора И. С. Галкина будут по достоинству оценены нынешним руководством республики, не забудутся его начинания и личный вклад.
В 1982 году И. С. Галкин по состоянию здоровья оставляет пост директора института и переходит работать профессором кафедры марийской филологии МарГУ. В 1990 году он вновь становится зав. кафедрой, теперь уже марийской и финно-угорской филологии. Сейчас он — главный научный сотрудник молодого Института финно-угроведения МарГУ.
С именем И. С. Галкина связаны многие новые начинания в марийском языкознании. Это и образование кафедр марийской филологии, финно-угорской филологии и марийской литературы; открытие аспирантуры и докторантуры и Диссертационного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по финно-угорским и самодийским языкам, создание лаборатории языка на кафедре марийской филологии, Института финно-угроведения в Марийском государственном университете.
Можно с уверенностью сказать, что с именем профессора И. С. Галкина связан целый этап в развитии марийской филологии, целые направления, знаменующие преемственность традиций отечественной лингвистики, заложенной многими языковедами. С его именем связано установление новых путей и методов, характеризующих особенности финно-угорского языкознания.
Вся жизнь Ивана Степановича Галкина ‒ это постоянный неутомимый труд на благо процветания Марий Эл и марийского народа, отечественной финно-угристики. Он истинный патриот, преданный своей родине и народу, внесший огромный вклад в развитие марийской культуры. Время, история и люди ещё оценят по достоинству огромный вклад великого учёного в развитие марийского языкознания и финно-угроведения в целом.
О. П. Воронцова
канд. филол. наук, г. Йошкар-Ола